Как оценить развитие ребенка

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже немедики прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком или пытаясь вступить с ним в контакт, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

С тех пор как появилась педиатрическая наука, ученые постоянно предпринимают попытки создания научно разработанных нормативных таблиц для оценки любых показателей, а особенно тех, которые с возрастом претерпевают существенные изменения. Это в первую очередь относится к оценке физического и психомоторного развития детей.

Сложность работы детского врача состоит не только в том, что ребенок часто не в состоянии рассказать, что с ним происходит. Трудность связана еще и с тем, что, чем меньше возраст малыша, тем быстрее происходят динамические изменения в его развитии. Иными словами можно сказать, что образ нормы ребенка как бы «скользит» по его возрасту. Поэтому при осмотре малыша врачу необходимо вначале оценить, соответствует ли его развитие возрастной норме, и только затем педиатр может определить, насколько выражены отклонения и с чем они связаны. Среди множества причин нарушений в развитии ребенка важное место занимают болезни.
Родители могут существенно помочь педиатру в контроле за развитием малыша, если будут знать, соответствуют ли его возрасту такие важные антропометрические показатели, как длина или рост, масса тела, окружность груди и головы, пропорции тела, а также психомоторные характеристики. Возможностей заметить у сына или дочери самые начальные отклонения от нормы у родителей гораздо больше, нежели у врача, который видит ребенка на приеме очень короткое время. Поэтому мамам и папам весьма полезно научиться грамотно оценивать развитие своего малыша, используя современные нормативные таблицы физического и психомоторного развития ребенка, которыми пользуются и педиатры. Эти нормативы включены в новую медицинскую карточку ребенка — форму 112 «История развития ребенка».

Готовясь к любому посещению врача-педиатра, измерьте рост, вес, окружности груди и головы ребенка, оцените полученные результаты по таблицам, а на приеме сообщите их врачу. Этим вы окажете существенную помощь как доктору, так и своему малышу. Хочется дать еще один совет: ежегодно, в день рождения сына или дочери, производите измерения и оценивайте их, а также сверяйте показатели психомоторного развития малыша с нормой. При условии столь тщательного наблюдения за развитием ребенка в вашей семье никогда не возникнет ситуации, при которой родители хватаются за голову с возгласом: «Как же так мы не заметили, что ребенок так сильно отстает в физическом развитии!»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Начнем разговор с оценки физического развития ребенка. Прежде всего, родителям необходимо четко уяснить, что ребенок — это не взрослый в миниатюре! Он растет и развивается по своим законам.

Мы привыкли отсчитывать возраст ребенка от даты его рождения. Такой возраст следует рассматривать как паспортный. В некоторых странах за точку отсчета принимают не время рождения, а день предполагаемого зачатия, что биологически более правильно. Ведь жизнь человека начинается не со дня его рождения, а с момента слияния ядер половых клеток его родителей: сперматозоида отца и яйцеклетки матери. Когда-то каждый из нас представлял собой одну-единственную оплодотворенную яйцеклетку, названную учеными зиготой. Именно в ядре зиготы очень плотно «упакован» весь генетический материал о человеке: там хранится информация и о его половой принадлежности, и о том, какого максимального роста он достигнет, и какой размер обуви будет носить, когда станет взрослым, и каков будет цвет глаз, кожи, волос, и какие у него будут способности и таланты, и многое-многое другое.

Антропометрические показатели отражаю/г прежде всего биологический возраст ребенка. Оценку биологического возраста очень важно проводить не столько в статике, сколько в динамике, при этом надо обязательно отметить качество и темп развития ребенка, изменение пропорций тела, внешнего облика, его мышечной силы, жизнестойкости и работоспособности.

Каким же законам подчиняется рост ребенка?Рост ребенка — прямое отражение процесса его развития. Если малыш не растет — он не развивается! Увеличение длины тела является очень важным и тонким показателем развития ребенка в целом.

На процесс роста влияет множество факторов. В первую очередь рост зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ.

В значительной степени рост ребенка определяется наследственностью. Известно, что рост контролируется более чем сотней генов, которые окончательно реализуют свое влияние к 18 годам. В какой-то мере можно определить воздействие родительских генов и прогнозировать окончательный рост ребенка по формуле Тан-нера, которая будет приведена ниже.

Большое влияние на рост оказывают некоторые гормоны, регулирующие его через обменные процессы в костно-хрящевой ткани. Это гормон щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, а также половые гормоны — андро-гены надпочечников и половых желез.
Из внешних факторов существенное влияние на рост могут оказывать качество ухода, адекватность физических нагрузок, продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Установлено, что малыш отстает в росте как при недостаточной, так и при резко избыточной вертикальной физической нагрузке. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего. Отсюда вывод: если ребенок хронически недосыпает или вынужден рано просыпаться и вставать, это может негативно отразиться на его росте.
Ученые доказали, что рост замедляется в условиях дефицита любви. Ребенок хорошо растет в атмосфере счастья и радости, когда он чувствует защищенность и безопасность. И напротив, психические нагрузки, депрессия, чувство угрозы и незащищенности, отсутствие искренней, а не наигранной родительской любви и заботы могут привести к замедлению роста или недостаточной реализации генетически заложенной программы высокорослое.

В периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие школьные и внешкольные нагрузки, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы школьных неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.

Большое влияние на рост оказывает пол ребенка. Ни для кого не секрет, что мальчики растут быстрее и становятся выше девочек. Исключение составляет лишь короткий возрастной отрезок, предшествующий началу полового созревания, когда происходит ускорение роста. У девочек этот рывок наступает на 1 -2-3 года раньше, чем у мальчиков. Примерно в 4-5-6-м классе коллектив детей выглядит очень забавно: маленькие мальчишки среди солидных покрупневших и начинающих округляться девочек с начальными признаками полового созревания. Однако такая ситуация сохраняется недолго, после 13—14 лет мальчишки берут реванш и в целом перегоняют девочек.

Чем ребенок меньше, тем интенсивнее он растет, с возрастом скорость роста снижается. На протяжении детства скорость роста различна: периоды ускорения сменяются периодами относительно медленного роста. Особенно быстро растет ребенок внутриутробно. Подумать только, начав с одной оплодотворенной яйцеклетки размером 200 микрон, что составляет 1/50 часть миллиметра, к моменту рождения младенец достигает 50 сантиметров, то есть его рост за 9 месяцев внутриутробной жизни увеличивается в 25 000 раз!

После рождения особенно интенсивно ребенок растет на первом году жизни, прибавляя в росте на 10-11 сантиметров. После года до 3-5 лет темпы роста снижаются. Наступает так называемый период первого округления, или первой полноты. В этом возрасте ребятишки имеют поистине «ангельский» вид: туловище, ручки и ножки напоминают по форме цилиндры, хорошо выраженный подкожный жир придает малышу пухлый вид, на ручках и ножках — ниточки-перетяжки, животик выглядит всегда полным и слегка выдается вперед. В это время все детки похожи друг на друга своими кукольными личиками. В конце этого периода ребенок начинает заявлять о себе и отвоевывать свое собственное «я».

В 5—6 лет «ангельский» вид постепенно исчезает, ребенок вытягивается, его «пухлость» как бы «подсыхает», становятся видимыми контуры мышц и костные ориентиры, малыш очень быстро вырастает из своих одежек.

В конце начальной школы, примерно с 8—10 лет, наступает период препубертат-ного округления, когда темпы роста несколько замедляются по сравнению с темпами накопления подкожного жира. Как правило, начиная с этого возраста резко усиливается аппетит и вопрос «чем накормить ребенка?» сменяется заботой «как его накормить». Как уже было сказано выше, в этот период девочки обгоняют мальчиков и в росте, и в массе, и в отношении полового развития. Через 2—3 года все становится на свои места, мальчики вновь оказываются впереди девочек во всех отношениях. 

Как оценить развитие ребенка

Темпы роста ребенка в зависимости от возраста

За периодом второго округления вскоре следует очень выраженное ускорение роста, так называемый пубертатный скачок роста, напрямую связанный с увеличением выработки половых гормонов надпочечников, яичек и яичников, которые очень сильно стимулируют рост костей и хрящей в длину. Активизирующее влияние половых гормонов на рост происходит до тех пор, пока не завершится половое созревание и уровень половых гормонов не достигнет максимума. Как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень этих гормонов, рост прекращается. Именно поэтому слишком раннее половое созревание может привести к остановке роста и низкорослости, и наоборот, запоздалое половое созревание с низким уровнем половых гормонов нередко проявляется необычной высокоросло-стыо. Так или иначе, но в среднем к 18 годам у большинства детей рост заканчивается.

Как оценить развитие ребенка

Изменение пропорций тела в процессе развития ребенка

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка также происходит неравномерно. Так, от момента рождения до взрослого состояния высота головы увеличивается вдвое, длина туловища — в три раза, длина рук — в четыре раза, ног — в пять раз. То есть рост человека происходит в большей степени за счет удлинения ног. Из-за неравномерности роста скелета в длину на протяжении всего детства изменяются и пропорции тела. Мы бы очень сильно огорчились, если бы во взрослом состоянии сохранили пропорции периода новорожденности! У новорожденного относительно большая голова — на нее приходится четвертая часть всего его роста, короткие ручки и ножки. У взрослого высота головы составляет лишь десятую часть от длины туловища. Срединная точка у новорожденного соответствует пупку, а у взрослого она находится в проекции лобка.

Расчет различных индексов пропорциональности помогает врачу достаточно четко определить биологический возраст ребенка и его соответствие паспортному. Один из индексов пропорциональности очень легко может быть применен родителями дома при решении вопроса, пора или нет отдавать ребенка в школу. Это так называемый филиппинский тест: ребенка просят попытаться достать рукой через макушку не наклоняя головы кончик противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг еще не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу. Если к тому же у малыша не прорезалось ни одного постоянного зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких детей школьная нагрузка скорее всего окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

Как оценить развитие ребенка

Филиппинский тест

На рост могут существенно влиять и климато-географические условия. Замечено, что большая активизация роста, как и все в живой природе, происходит в весенне-летний период, осенью и зимой ребенок растет не столь интенсивно. В холодном климате и в условиях высокогорья рост людей, как правило, более низкий.

Следует также помнить и о том, что на окончательный рост оказывает влияние принадлежность человека к определенным этническим группам. Это наиболее отчетливо проявляется в отношении роста жителей Скандинавских стран и этнических групп юго-востока Азии.

Темпы роста систем органов и тканей ребенка различны. На графике видно, что кривые роста всех основных внутренних органов, костей и мышц имеют довольно равномерный восходящий характер с двумя более крутыми подъемами, соответствующими периодам ускоренного роста. В отличие от такой кривой общесоматического роста мозг ускоренно растет только на первых годах жизни и к пяти годам почти достигает размеров взрослого. Очень существенно от остальных отличается кривая роста иммунной лимфоидной ткани, ее относительная масса достигает 200 % в возрасте от 3 до 6-7 лет. Это нормальная возрастная физиологическая реакция гипертрофии лимфоидной ткани, когда у ребенка можно прощупать увеличенные лимфоузлы, выявить разросшиеся аденоиды, увидеть огромные нёбные миндалины. Если они не воспалены и «не мешают жить», трогать их не надо, а следует терпеливо подождать, когда они сами начнут уменьшаться. Такой процесс обратного развития начинается с появлением признаков полового созревания. И, наконец, особый вид имеет график развития органов половой системы: до поры до времени эта система находится в «дремлющем» состоянии, ас 11—12 лет у девочек, и с 12—13 лет у мальчиков начинает «просыпаться», при этом у мальчиков увеличиваются мошонка и яички, растут половой член, предстательная железа, а у девочек начинают развиваться молочные железы, матка, трубы, яичники, наружные половые органы.

Родителям очень важно знать и учитывать такую асинхронию роста различных органов и систем ребенка. Это может оградить семью от излишних волнений и принятия непродуманных решений, особенно связанных с вопросом удаления аденоидов и миндалин.

Как оценить развитие ребенка

Темпы роста различных органов и тканей в зависимости от возраста:

а — лимфатические органы, обеспечивающие иммунную защиту; б — головной и спинной мозг; в — туловище и внутренние органы; г — половая система

Как правильно измерить ребенка?

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту необходимо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Постарайтесь уложить ребенка ровно, а это проще сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину — рост.
При измерении роста у более старших детей можно использовать «домашний ростомер» — специальную бумажную сантиметровую ленту, предварительно наклеенную на стенку в детской комнате. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса - массы тела. Массу тела измеряют с помощью современных электронных весов. Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.
Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Что касается ежедневного взвешивания младенца в первые недели жизни, это делать нецелесообразно, так как прибавки массы происходят неравномерно: в один день ребенок может вовсе не прибавить в весе, а в другой — прибавить вдвойне. Из-за отсутствия прибавки массы могут возникнуть ложные подозрения на недостаточность питания, что создаст излишнюю нервозную обстановку в семье. Если вы сомневаетесь, достаточно ли пищи получает малыш, взвешивайте его раз в неделю. При недельной прибавке 150—200 г следует успокоиться.
Измерение окружности груди. Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди — по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы (табл. 1-8). Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Как оценить развитие ребенка

Процентное распределение детей по росту

Как оценить развитие ребенка

Процентное распределение детей по весу

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Как оценить развитие ребенка

Процентное распределение детей по окружности груди

Как оценить развитие ребенка

Процентное распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетлед который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

Как оценить развитие ребенка 

Как оценить развитие ребенка 

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

Как оценить развитие ребенка

Как оценить развитие ребенка
Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Как оценить развитие ребенка

Соответствие массы тела длине/росту девочек

Как оценить развитие ребенка

Оценка питания мальчиков 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

Как оценить развитие ребенка

Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

Как оценить развитие ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНТРОПОМЕТРИИ

Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы

Номер центильного коридора

Центильный интервал

Оценка показателей

1

До З%

Очень низкие

2

3-10%

Низкие

3

10-25 %

Ниже среднего

4

25-50 %

Средненизкие

5

50-75 %

Средневысокие

6

75-90 %

Выше среднего

7

90-97 %

Высокие

8

Свыше 97 %

Очень высокие

Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)

Номер центильного коридора

Центильный интервал

Оценка показателей

1

До З%

Резкий дефицит массы по росту

2

3-10%

Масса недостаточна по росту

3

10-25 %

Масса ниже среднего но росту

4

25-50 %

Масса средне-низкая но росту

5

50-75 %

Масса срсдпсвы-сокая но росту

6

75-90 %

Масса выше среднего но росту

7

90-97 %

Масса избыточная но росту

8

Свыше 97 %

Резкий избыток массы но росту

Оценка гормоничности физического развития

Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.

Заключение:

0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое

Оценка соматотипа

Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.

Заключение:
3-10 микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»

11-16 мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»

11-13 «мезомикросоматический тип»

14-16 «мезомакросоматический тип»

17-24 макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего»


Прогнозирование окончательного роста ребенка


Родителям всегда интересно, унаследует ли ребенок их рост, насколько он окончательно вырастет. Ученые уже давно предпринимают попытки рассчитать конечный рост ребенка, основываясь на росте его отца и матери. Приводим некоторые тесты, получившие наибольшее подтверждение.


1. Исходя из среднего роста родителей рост ребенка к периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять:

для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см;

для девочек (рост папы + рост мамы): 2 - 5 см.


Такой расчет можно сделать для ребенка любого возраста. Для этого необходимо найти дентальную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста'по росту родителей на шкале дентального распределения длины тела в последней строке таблицы. Эта дентальная зона наиболее вероятна для нормального роста ребенка после 2 лет, если он унаследовал гены роста родителей.


2. По формулам Таннера исходя из роста ребенка в 3 года: окончательный рост для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см; окончательный рост для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.


3. По таблицам, разработанным учеными Гарн и Роман, можно найти средний наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста исходя из полуроста его родителей (табл. 9,10).


4. По данным костного возраста. Этот тест проводится по специальному назначению врача, когда необходимо определить биологический возраст ребенка. Для этого выполняют рентгеновские снимки костей лучезапястного сустава и по специальным таблицам и формулам рассчитывают конечный рост ребенка.


Средние величины длины тела мальчиков в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

Возраст

Средний рост родителей, см

163

165

167

169

171

173

175

177

178

0

47,1

49,7

50,3

50,0

48,3

50,7

50,0

51,5

51,4

1 мес.

52,7

54,6

54,7

57,6

53,2

53,6

52,2

55,6

55,9

3 мес.

58,9

60,8

60,0

62,2

57,4

60,8

61,2

61,4

62,6

6 мес.

65,1

66,2

66,8

67,4

65,8

70,2

69,0

70,2

70,3

9 мес.

70,7

72,9

73,8

73,2

71,0

74,8

75,2

77,1

75,7

1 год

73,1

75,6

75,7

75,1

73,4

76,7

77,1

79,6

77,8

1,5 года

79,9

82,4

81,7

82,0

81,8

82,6

83,4

86,8

85,2

2 года

85,4

87,2

87,0

87,4

87,8

88,0

88,9

92,0

91,3

2,5 года

88,8

91,3

92,0

92,1

93,2

93,5

94,0

96,7

96,0

3 года

93,2

94,9

96,1

96,0

97,2

98,1

98,3

100,7

99,9

3,5 года

96,3

98,4

100,0

99,5

101,0

102,3

102,6

104,5

103,5

4 года

99,5

102,2

103,5

103,1

104,6

106,0

106,3

108,0

107,0

4,5 года

102,7

105,4

107,1

106,6

108,0

109,6

109,6

110,4

110,4

5 лет

105,6

108,5

110,6

110,0

111,5

113,2

112,7

114,6

113,8

5,5  лет

108,3

111,3

113,4

112,7

114,5

116,3

115,8

117,4

116,8

6 лет

110,9

114,1

116,4

115,4

117,4

119,4

118,7

120,4

119,8

6,5 лет

113,6

116,9

119,3

118,4

120,3

122,4

121,7

123,4

122,8

7 лет

116,2

119,7

122,3

121,3

123,2

125,6

124,6

126,4

125,6

7,5 лет

118,9

122,5

125,1

124,3

126,1

128,8

127,6

129,5

128,4

8 лет

121,6

125,0

127,8

126,8

128,8

131,6

130,4

132,8

131,6

8,5 лет

124,2

127,6

130,7

129,3

131,5

134,9

133,2

135,9

134,6

9 лет

126,9

130,4

133,3

131,9

134,1

138,0

136,0

138,8

137,5

9,5 лет

129,9

132,9

136,1

134,6

136,9

141,0

138,8

142,0

140,5

10 лет

132,5

135,8

138,8

137,4

139,8

143,8

141,5

145,3

143,2

10,5 лет

135,6

138,5

141,5

140,3

142,6

146,8

144,3

148,6

146,0

11 лет

138,5

141,8

144,1

143,0

145,4

149,9

146,8

151,9

148,9

11,5 лет

141,6

144,9

146,9

145,6

148,3

152,8

149,6

155,4

151,6

12 лет

144,7

148,0

149,7

148,4

151,4

155,7

152,4

158,8

154,5

12,5 лет

147,7

151,1

152,6

151,6

154,6

158,3

155,8

162,6

157,5

13 лет

151,0

154,2

155,7

154,9

158,0

161,7

159,6

166,3

160,5

13,5 лет

154,5

157,7

158,9

158,1

161,6

164,6

163,6

170,1

163,8

14 лет

158,8

161,7

162,3

161,6

165,7

167,6

167,8

173,4

166,9

14,5 лет

162,6

164,9

165,9

164,8

169,6

170,3

172,0

175,2

171,3

15 лет

165,8

168,1

169,1

167,9

172,9

173,0

174,7

176,4

175,2

15,5 лет

168,0

171,3

172,0

170,6

174,5

175,6

175,8

177,0

178,6

16 лет

169,4

173,3

174,3

172,8

177,3

177,5

176,6

177,4

181,2

16,5 лет

170,3

174,2

175,8

174,4

178,4

178,7

177,3

177,4

182,8

17 лет

170,9

174,7

176,8

175,4

179,2

179,4

177,8

175,5

184,3

17,5 лет

171,2

174,9

174,4

176,0

180,0

179,9

178,2

177,6

185,4

18 лет

171,5

175,0

177,9

176,2

180,5

180,2

178,6

177,6

186,3

Средние величины длины тела девочек в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

Возраст

Средний рост родителей, см

161

163

165

167

169

171

173

175

177

178

0

47,3

48,9

49,0

49,2

49,2

48,8

49,7

49,1

49,0

47,5

1 мес.

53,0

53,4

54,2

52,0

53,3

53,1

53,5

53,2

55,8

52,8

3 мес.

57,4

58,4

59,6

57,4

59,4

59,6

59,4

58,0

61,5

57,6

6 мес.

64,4

64,7

65,6

65,7

64,6

66,5

66,6

67,4

67,3

65,8

9 мес.

68,2

69,0

70,2

70,1

69,8

71,5

71,5

71,0

72,2

69,8

1 год

72,3

73,0

73,8

74,0

74,0

75,2

75,5

74,6

77,3

73,2

1,5 года

78,8

79,5

80,6

81,4

80,2

81,7

82,6

81,6

84,0

81,0

2 года

84,6

84,0

86,5

87,4

85,5

88,8

88,7

88,2

89,5

87,6

2,5 года

89,1

87,2

91,0

91,6

89,9

93,2

92,9

92,6

93,9

92,0

3 года

93,2

90,4

94,5

95,8

93,8

97,1

96,5

96,5

98,5

96,2

3,5 года

96,7

93,5

98,3

99,6

97,8

101,4

100,3

102,0

102,4

103,0

4 года

100,1

96,8

102,4

103,5

103,9

104,9

104,0

103,8

105,8

104,3

4,5 года

103,5

100,2

106,0

106,7

105,8

108,6

107,5

107,4

109,4

108,0

5 лет

106,8

103,5

108,9

109,9

109,1

111,6

110,9

111,0

112,6

111,7

5,5  лет

110,0

107,0

112,2

113,2

112,0

114,8

114,4

114,2

115,8

115,4

6 лет

113,2

110,2

115,0

116,2

115,0

118,2

117,8

117,3

119,1

118,8

6,5 лет

116,1

113,4

117,8

119,4

117,6

121,6

121,2

120,8

122,6

112,3

7 лет

118,8

116,5

120,6

122,4

120,2

124,4

124,4

124,0

125,0

125,5

7,5 лет

121,7

119,4

123,5

125,7

122,9

127,6

127,6

127,3

127,8

128,7

8 лет

124,6

122,4

126,3

128,8

125,8

130,7

130,8

130,2

130,8

132,0

8,5 лет

127,3

125,5

129,4

131,8

128,5

133,8

133,8

133,4

133,9

135,0

9 лет

130,1

128,6

132,2

134,7

131,4

137,1

136,7

136,4

137,0

138,2

9,5 лет

132,7

131,6

135,6

137,5

134,2

140,2

139,8

139,8

139,9

140,9

10 лет

136,0

135,1

139,0

140,3

136,9

143,8

142,9

143,1

143,8

143,6

10,5 лет

139,1

138,5

142,3

143,2

140,0

146,4

146,0

146,6

147,7

146,4

11 лет

141,9

141,6

145,9

146,0

143,4

150,3

149,0

149,6

151,3

149,4

11,5 лет

145,0

144,8

149,4

148,9

146,6

153,2

152,1

152,8

155,3

152,2

12 лет

148,0

147,8

152,8

151,8

150,3

156,4

155,2

155,8

159,0

154,9

12,5 лет

150,8

151,1

155,8

154,4

154,0

159,0

158,2

158,8

161,1

158,0

13 лет

152,9

154,2

158,8

157,0

157,0

161,0

161,1

161,7

162,3

160,5

13,5 лет

154,5

157,2

161,0

159,1

159,0

163,0

163,3

164,0

163,0

162,5

14 лет

155,4

158,8

161,7

160,9

160,4

163,7

165,0

165,9

163,9

164,1

14,5 лет

155,7

159,4

162,2

162,5

161,5

164,0

166,2

167,4

164,5

166,5

15 лет

155,9

159,8

162,6

163,7

162,2

164,0

167,1

168,4

165,0

166,5

15,5 лет

156,1

160,1

162,7

164,7

162,9

164,0

167,5

169,2

165,3

167,8

16 лет

156,0

160,5

162,8

165,5

163,4

164,1

167,8

169,7

165,5

168,7

16,5 лет

156,1

160,7

162,9

166,1

163,8

164,2

167,8

170,3

165,6

169,4

17 лет

156,2

160,8

163,0

166,5

164,3

167,9

170,9

165,7

170,0

17,5 лет

156,2

160,9

163,0

166,9

164,2

164,4

167,9

171,4

165,7

170,4

18 лет

156,2

161,0

165,0

167,2

164,3

164,4

167,9

171,8

165,7

170,8

 

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша сего старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для реоенка л месяцев, нормальное развитие s-месячмш и реиенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».

При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадаптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.

Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным таблицам

Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее нами в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.

Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка.

В крайнем левом столбике указан возраст, далее — набор умений и навыков, которые должны появиться у ребенка в данном возрасте. В качестве эталона взяты показатели нормального среднего уровня развития. С возрастом количество показателей в одном оцениваемом периоде возрастает, так как расширяется диапазон линий развития малыша. Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!

Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.

Развитие ребенка на первом году жизни

Мес

 

Ведущие линии развития

Показатели развития 

  Возраст ребенка в месяцах

1

 2

 3

4

5

6

 

1

АЗ

Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой

.

 

 

 

 

 

АС

Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач

 .

 

 

 

 

 

ДО

Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе

.

 

 

 

 

 

РА

При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки

.

 

 

 

 

 

Э

Первая улыбка при общении со взрослым

.

 

 

 

 

 

 

2

РН

Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны

 

.

 

 

 

 

АЗ АС

Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы

 

.

 

 

 

 

ДО

Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову

 

 .

 

 

 

 

РА

Крик интонационно выразительный. Начальное гуление

 

.

 

 

 

 

Э

Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым

 

 .

 

 

 

 


3

РН

Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги

 

 

.

 

 

 

АЗ

Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете

 

 

 .

 

 

 

ДО

ДР

Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот

Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча

 

 

.

 

 

 

РА

Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление

 

 

.

 

 

 

Э

Комплекс «оживления»

 

 

 .

 

 

 

4

РН

Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус

 

 

 

 .

 

 

АЗ АС

Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку

 

 

 

 .

 

 

ДО ДР

Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку

 

 

 

 .

 

 

РА

Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос

 

 

 

.

 

 

СП

Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде

 

 

 

.

 

 

5

РН

Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного

 

 

 

 

.

 

ДО

Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук

 

 

 

 

.

 

ДР

Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот

 

 

 

 

.

 

 РА

Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.

 

 

 

 

 .

 

СП

Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха

 

 

 

 

.

 

6

АЗ

Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки

 

 

 

 

 

.

 ДО ДР

При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку

 

 

 

 

 

 .

РА

Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги

 

 

 

 

 

 .

Н

Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки

 

 

 

 

 

 .

 ЭСП

По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.

 

 

 

 

 

 .

 

Мес

 

Ведущие линии развития

Показатели развития 

  Возраст ребенка в месяцах

7

 8

 9

10

11

12

 

7

ДО


Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки

.

 

 

 

 

 

ДР

Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку

.

 

 

 

 

 

РП РА

На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет

.

 

 

 

 

 

Н

Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый

.

 

 

 

 

 

СП

Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес

.

 

 

 

 

 

8

A3

Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии

 

.

 

 

 

 

ДО

Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает

 

.

 

 

 

 

РП
РА

Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет

 

.

 

 

 

 

Н

 Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их

 

.

 

 

 

 

СП И

Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.

 

.

 

 

 

 

9

до
ДР

Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку

 

 

.

 

 

 

РП

По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов

 

 

.

 

 

 

РА

Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы

 

 

.

 

 

 

Н

Спокойно относится к высаживанию на горшок

 

 

.

 

 

 

СП

Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами

 

 

.

 

 

 

10

ДО

Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы

 

 

 

.

 

 

ДР

По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания

 

 

 

.

 

 

РП

По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки

 

 

 

.

 

 

РА

Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя

 

 

 

.

 

 

СП

Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми

 

 

 

.

 

 

11

ДО

Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры

 

 

 

 

.

 

ДР

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком

 

 

 

 

.

 

РП

Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела

 

 

 

 

.

 

РА

Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова

 

 

 

 

.

 

СП

Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных

 

 

 

 

.

 

12

ДО

Первые самостоятельные шаги без поддержки

 

 

 

 

 

.

ДР

Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку

 

 

 

 

 

.

РП

Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке

 

 

 

 

 

.

РА

Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения

 

 

 

 

 

.

СР

Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

 

 

 

 

 

.

Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.

Развитие ребенка на втором году жизни

Возраст

 

Ведущие линии развития

Показатели развития 

  Возраст ребенка

1 год

 1 год 3 мес

 1 год 6 мес

1 год 9 мес

2 года

2 года 6 мес

1 год 3 мес

РП


Быстро расширяется запас понимаемых слов


.

 

 

 

 

РА

Увеличивается словарный запас


.

 

 

 

 

СР

Различает предметы по величине с разницей в 3 см


.

 

 

 

 

И

Повторяет ранее видимые действия в игре


.

 

 

 

 

Д

Много ходит, приседает, может пятиться


.

 

 

 

 

Н

Может самостоятельно есть ложкой густую пишу


.

 

 

 

 

1 год 6 мес

РП

Обобщает предметы по существенным признакам

 


.

 

 

 

РА

Использует более сложные слова при общении

 


.

 

 

 

Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.

 


.

 

 

 

И

Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых

 


.

 

 

 

Д

Перешагивает препятствия приставным шагом

 

 

.

 

 

 

Н

Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу

 

 

.

 

 

 

1 год 9 мес

РП

Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы

 

 


.

 

 

РА

Обозначает действия двумя словами, использует глаголы

 

 


.

 

 

СР

Ориентируется в размерах с разницей 3 см

 

 


.

 

 

И

Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота

 

 


.

 

 

Д

Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см

 

 


.

 

 

Н

Частично надевает простые вещи с помощью взрослого15-20 см

 

 


.

 

 

2 года

РП

Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого

 

 



.

 

РА

Употребляет в речи прилагательные и местоимения

 

 



.

 

СР

Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов

 

 



.

 

И

Выполняет ряд простых логических последовательных действий

 

 



.

 

Д

Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом

 

 



.

 

Н

Частично самостоятельно одевается

 

 



.

 

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на третьем году жизни

Возраст 

Ведущие линии развития

  Показатели развития

Возраст ребенка

2 года

2 года 6 мес

3 года

4 года

2 года 6 мес

РА Г

В речи использует сложные предложения с придаточными

 

.

 

 

РА В

Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»

 

.

 

 

СРФ

Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм

 

.

 

 

СРЦ

Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый

 

.

 

 

И

Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.

 

.

 

 

кд

Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их

 

.

 

 

ИД

Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует

 

.

 

 

НО

Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки

 

.

 

 

нк

Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть

 

.

 

 

д

Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом

 

.

 

 

3 года

РА Г

В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

 

 

.

 

РА В

 Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»

 

 

.

 

СРФ

Правильно и но назначению использует предметы в игре

 

 

.

 

СРЦ

Правильно показывает и называет основные цвета

 

 

.

 

И

Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.

 

 

.

 

кд

Усложняются используемые в игре сюжетные постройки

 

 

.

 

ид

 Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина

 

 

.

 

но

Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого

 

 

.

 

нк

При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком

 

 

.

 

д

Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом

 

 

.

 

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на четвертом году жизни

  Возраст

  Ведущие линии развития

  Показатели развития

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

4 года

Моторное развитие

 

 

Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами

 

.

 

Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди

 

.

 

Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола

 

.

 

По сигналу может задержать дыхание

 

.

 

Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить линии 

 

.

 

Любит лазать

 

.

 

Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

 

.

 

Сенсорное развитие

Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку

 

.

 

Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте

 

.

 

Правильно ориентируется в пространстве, знает "около", «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы

 

.

 

Умственное развитие

Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток

 

.

 

Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»

 

.

 

Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин

 

.

 

Речь правильная, грамматически оформленная

 

.

 

Игровая деятельность

Появляется сюжетно-ролевая игра с двумя-тремя детьми

 

.

 

Продолжительность игры от 10 до 40 минут

 

.

 

Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом

 

.

 

Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»

 

.

 

Поведение

Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству

 

.

 

Соблюдает элементарные правила поведения в обществе

 

.

Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета

 

.

 

Навыки

Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки

 

.

 

 Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

 

.

 

Самостоятельно умывается и вытирается

 

.

 

Развитие ребенка на пятом году жизни

  Возраст

  Ведущие линии развития

  Показатели развития

Возраст ребенка

4 года

5 лет

6 лет

5 лет

Моторное развитие

 

 

Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге

 

.

 

Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе

 

.

 

Умеет ходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты

 

.

 

Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см

 

.

 

Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его

 

.

 

Четко координирует движения пальцев при конструировании

 

.

 

Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни

 

.

 

Сенсорное развитие

Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки

 

.

 

Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке

 

.

 

Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника

 

.

 

Умственное развитие

Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника

 

.

 

Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.

 

.

 

Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.

 

.

 

Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.

 

.

 

Игровая деятельность

Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры

 

.

 

Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми

 

.

 

В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции

 

.

 

Продолжительность игры 40-50 минут

 

.

 

Поведение

Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания

 

.

 

Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим

 

.

Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений

 

.

 

Навыки

Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода

 

.

 

Умеет поддерживать чистоту п порядок в комнате

 

.

 

Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

 

.

 

Развитие ребенка на шестом году жизни

  Возраст

  Ведущие линии развития

  Показатели развития

Возраст ребенка

5 лет

6 лет

7 лет

6 лет

Моторное развитие

 

 

Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны

 

.

 

Увлеченно прыгаете разбега к высоту и длину

 

.

 

Размахивается при метании предмета

 

.

 

Ловит мяч одной рукой

 

.

 

Может ходить боком по скамейке

 

.

 

Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

 

.

 

Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы

 

.

 

Сенсорное развитие

Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно

 

.

 

Определяет н называет новые геометрические формы — ромб и овал

 

.

 

Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый

 

.

 

Умственное развитие

Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части

 

.

 

Последовательно называет дни недели, времена года

 

.

 

Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятии

 

.

 

Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная

 

.

 

Игровая деятельность

Проявляет устойчивый интерес к игре

 

.

 

Есть любимые игры и роли

 

.

 

Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность

 

.

 

В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей

 

.

 

Поведение

Согласует свою деятельность с другими людьми

 

S

 

Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения

 

.

Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети

 

.

 

Навыки

Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами

 

.

 

Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

 

.

 

Свободно пользуется ножницами

 

.

 

Развитие ребенка на седьмом году жизни

  Возраст

  Ведущие линии развития

  Показатели развития

Возраст ребенка

6 лет

7 лет

8 лет

7 лет

Моторное развитие

 

 

Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге

 

.

 

Может выполнять ритмические движения в указанном темпе

 

.

 

Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велоси педе

 

.

 

Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

 

.

 

Хороню умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью

 

.

 

Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы

 

.

 

Может пользоваться пилон и молотком

 

.

 

Сенсорное развитие

Правильно называет простые и сложные геометрические формы

 

.

 

Правильно указывает основные различия геометрических форм

 

.

 

При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки

 

.

 

Умственное развитие

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание

 

.

 

Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует

 

.

 

Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено

 

.

 

Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги

 

.

 

Игровая деятельность

Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры

 

.

 

В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность

 

т

 

Игра может продолжаться в течение нескольких дней

 

т

 

Отдает предпочтение групповым играм

 

т

 

Поведение

Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки

 

т

 

Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей

 

т

Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам

 

т

 

Навыки

Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами

 

т

 

Способен критически анализировать черты характера

 

т

 

Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком

 

.

 

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

За рубежом наиболее распространен способ центильной оценки психомоторного развития, разработанный в Денвере (США), в связи с чем носит название «Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка» (см. рисунки). Большинство признаков можно наблюдать в обычной жизни, однако некоторые надо получать специально при тестировании. Инструкция по тестированию приведена после рисунков.

Окончательное заключение по психомоторному развитию ребенка выносится на основании его способности выполнять задания, характерные для его возраста. По каждому из подуровней должно быть получено не менее трех выполненных и трех невыполненных заданий, наиболее близко расположенных к возрасту ребенка. Если ребенок не справился с заданиями, которые выполняют 90 % его сверстников, то ответ расценивается как «негативный». Если ребенок уверенно выполняет задание, которым владеют только 25% сверстников, ответ оценивается как «с опережением».

Как оценить развитие ребенка

Как оценить развитие ребенка

Инструкция по тестированию

1. Постарайтесь, чтобы ребенок улыбнулся в ответ на улыбку, на разговор с ним.
2. Ребенок должен самостоятельно рассматривать свои руки в течение нескольких секунд.
3. Родители могут помогать ребенку направить зубную щетку и выдавить пасту на щетку.
4. Ребенок может не зашнуровывать ботинки и не застегивать пуговицы или «молнию» на спине.
5. Медленно водите нитью перед лицом ребенка из стороны в сторону по дуге около 8 градусов.
6. Ребенок должен захватить погремушку при дотрагивании ею до тыльной стороны ладони или кончиков пальцев.
7. Держа нить перед лицом ребенка, уроните ее, не делая движений руками, чтобы она быстро исчезла из поля зрения малыша. Засчитывается, если ребенок пытается увидеть, куда ушла нить.
8. Ребенок должен переложить кубик из руки в руку без помощи тела, рта, стола, при этом он не должен класть кубик на стол.
9. Засчитывается, если ребенок может поднять изюминку, захватив ее большим и любым другим пальцем ( «захват пинцетом»).
10. Линия, проведенная ребенком, может отклоняться от линии, проведенной тестирующим, не более чем на 30 градусов.
11. Сожмите кулак, оттопырьте большой палец и покачайте им. Засчитывается, если ребенок воспроизводит это движение, покачивая именно большим пальцем.
12. Засчитывается, если ребенок воспроизведет любую замкнутую кривую.
13. Нарисуйте на листе бумаги две вертикальные линии разной длины. Ребенок должен указать, какая линия длиннее. Переверните лист бумаги вверх ногами и повторите задание. Засчитываются три из трех или пять из шести правильных ответов.
14. Засчитываются любые линии, пересекающиеся близко к середине.
15. Позвольте ребенку сначала скопировать квадрат самому. Если у него не получится, покажите, как это сделать.
16. Когда даете ребенку выполнить 12,14 и 15-е задания, не называйте фигуры. Не показывайте, как изображать круг и крест.
17. Каждая парная часть тела — две руки, две ноги — засчитывается за одну.
18. Положите кубик в чашку и тихонько потрясите ею возле уха ребенка, но вне поля его зрения. Повторите то же у второго уха.
19. Подберите пять картинок, на которых изображены кошка, лошадь, птица, собака, человек. Укажите пальцем на картинку и попросите ребенка сказать, что на ней нарисовано (не приписывайте содержание збукам, не несущим смысла). Если ребенок назвал правильно менее четырех картинок, попросите его показать картинку, которую вы назовете. Покажите ребенку куклу и попросите его показать нос, глаза, уши, руки, ступни, живот, волосы. Засчитывается, если малыш правильно назвал шесть частей тела из восьми.
20. Показывая ребенку картинки, спросите у него: «Кто летает? Кто говорит «мяу»? Разговаривает? Поет? Скачет галопом?» Засчитывается, если ребенок называет две—четыре картинки из пяти.
21. Спросите реоенка: «что ты делаешь, когда игиелолидпиг jj,i_,jm iru ^ кипит Голодный?» Засчитывается, если ребенок отвечает на два или три вопроса из трех.
22. Спросите ребенка: «Что ты делаешь с чашкой? Для чего нужен стул? Как пользуются карандашом?» В ответ он должен включить глаголы.
23. Засчитывается, если ребенок сказал, сколько кубиков на листе (один—пять).
24. Попросите ребенка положить кубик на стол, под стол, перед вами, позади вас. Не помогайте ему ни пальцем, ни движением головы, ни взглядом. Засчитывается четыре правильно выполненных действия из четырех.
25. Спросите ребенка: «Что такое мячик? Озеро? Стол? Лошадь? Банан? Занавеска? Забор? Потолок?» Засчитывается, если малыш называет, из чего сделан предмет, как он используется или дает ему общее определение, например: банан — это фрукт, а не какой банан — желтый. Засчитывается пять—семь правильных ответов из восьми.
26. Спросите ребенка: «Если лошадь большая, то мышка... (какая)? Если огонь горячий, то лед... (какой)? Если солнышко светит днем, то луна... (когда)?» Засчитывается два правильных ответа из трех.
27. Поднимаясь по ступенькам, ребенок может придерживаться за стену или перила, но без помощи взрослого.
28. Ребенок должен бросить мяч на расстояние трех ступеней в пределах досягаемости рук взрослого.
29. Ребенок должен прыгнуть с места на расстояние 21—25 см.

Оценка результатов тестирования

Психомоторное развитие задержано, если:

  • получено два и более «негативных» ответа по любым двум и более подуровням оценки из четырех;
  • по одному подуровню получено два «негативных» ответа, а по другому один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».

Имеется умеренное отставание психомоторного развития, если.

  • по одному из четырех подуровней имеется два и более «негативных»ответа;
  • по любому из четырех подуровней получен один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».

Психомоторное развитие считается соответствующим возрасту (нормальным), если результаты тестирования не относятся к предыдущим двум категориям.

В России подобная методика оценки психомоторного развития детей пока не получила широкого распространения.

Существует много других таблиц для оценки развития ребенка, разработанных различными отечественными и зарубежными авторами. Их можно найти в различных учебниках и монографиях по педиатрии. Можно рекомендовать книгу В. И. Гордеева и Ю. С. Александровича «Качество жизни — новый инструмент оценки развития детей» (2001), в которой собраны основные тесты, позволяющие наиболее полно охарактеризовать развитие ребенка и оценить его интеллект в разные периоды жизни.