Чистить зубы ваш ребенок начнет в возрасте около двух лет. До этого он еще слишком мал, да и зубов у него прорезалось немного. Но вы уже после года проводите подготовительную работу. В чем она заключается?.. Все члены семьи, включая и старших детей, демонстрируют малышу, как они умеют чистить зубы и какие приятные ощущения от этой процедуры получают. Если принимать во внимание, что зубы положено чистить два раза в день - утром и вечером (когда ваш малыш еще или уже спит), — наиболее удобные дни для демонстрации чистки зубов - выходные и праздники, когда все члены семьи позволяют себе немного расслабиться, поваляться в постели и приступить к гигиеническим процедурам позднее обычного.
Вы приглашаете ребенка в ванную комнату и приступаете к действу... Чистить зубы нужно движениями щетки в вертикальных направлениях. Верхние зубы - движениями сверху вниз; нижние зубы - наоборот, движениями снизу вверх. При этих движениях щетинка зубной щетки удаляет остатки пищи, которые застряли в зубах. Движения у вас достаточно широкие, чтобы захватывать щетинкой и десны - для десен это полезный массаж; кровоснабжение десен улучшается, соответственно усиливается прилив крови к ткани зубов.
Ни в коем случае не чистите зубы движениями щетки в горизонтальной плоскости. В этом случае вы сдвигаете то вправо, то влево те клинышки слизистой оболочки, что прилегают к зубам; под эти клинышки затем попадают микробы с остатками пищи, и здесь возникают исключительно благоприятные условия для процесса гниения, для последующего кариеса.
Утром положено чистить зубы после завтрака, а вечером - после ужина. В течение дня не забывайте всякий раз после еды прополаскивать полость рта. Опять же, ребенок должен видеть это. Вряд ли он еще сумеет повторить процедуру полоскания, но ближе к двум годам можно попробовать. Если у ребенка получится, — прекрасно. Умение прополаскивать полость рта пригодится вашему малышу и когда у него заболит горло, поэтому будет неплохо, если он освоит эту процедуру пораньше.
Тщательно ли вы чистите зубы? Пять секунд сверху, пять секунд снизу — и готово?.. Этого, конечно, недостаточно. Разные авторы рекомендуют разную продолжительность чистки зубов. Вы не ошибетесь, если будете чистить зубы до десяти минут. Ребенку, конечно, поменьше... Но по мере того, как он будет расти и взрослеть, длительность процедуры увеличивайте.
Почистив положенные десять минут зубы, прибегнем к эксперименту: проведем по поверхности зубов чистой белой салфеткой... Вы увидите на поверхности салфетки светло-желтый налет. Это очень нехороший налет (сплошь бактерии), и его непросто бывает удалить щеткой. Попробуйте удалять налет каждый вечер перед сном салфеткой, а потом уже чистите зубы щеткой.
Можете и на втором году жизни потихоньку чистить ребенку зубы,, Купите для него мягкую щеточку. Можете даже выдавить на щетку чуть-чуть зубной пасты -для запаха.
Более тщательно чистить зубы ребенку нужно примерно с трех лет. Начиная с одного раза в день - перед сном вечером. Когда ребенок привыкнет к этой процедуре, он будет чистить зубы и утром, после завтрака.
Научите ребенка ухаживать за щеткой. Он не должен бросать ее тут же в раковину, едва закончил чистку зубов. Щетку следует тщательно вымыть и поставить в стакан или в отверстие специального держателя, привинченного к стене ванной комнаты. Щетка должна храниться в сухом состоянии ручкой вниз. Если в держателе несколько щеток (обычно две или четыре), то они должны располагаться щетинкой друг от друга. Вообще детскую щетку лучше хранить подальше от щеток взрослых членов семьи.
Не храните зубные щетки в пластмассовых футлярах. Эти футляры можно использовать разве что в поездках; а перед тем, как помещать щетку в футляр, нужно тщательно промыть ее и просушить; мокрая и плохо промытая щетка в футляре - рассадник инфекции.
При чистке зубов ребенок должен пользоваться и стаканом. По вполне понятным причинам каждый член семьи должен иметь для этих целей свой стакан.
Когда ребенок чистит зубы, он должен видеть себя в зеркало - хотя бы для того, чтобы видеть, всю ли пасту он смыл с губ и подбородка. Повесьте в ванной комнате зеркало на такой высоте, чтобы ребенку было удобно в него смотреться.
Не всегда удается с помощью щетки удалить остатки пищи из щелочек между зубов. Вы, наверное, в этом случае пользуетесь ниточкой или деревянной зубочисткой. Когда ваш ребенок будет постарше, вы и его научите пользоваться ниточкой. Зубочистки пока не следует давать ребенку, чтобы он не поранился или чего доброго не проглотил их... Но наблюдать, как зубочисткой следует пользоваться, ребенок может.
Никогда не используйте в качестве зубочистки металлических предметов - иголок, булавок, гвоздиков и пр. Действуя острием металлического предмета, вы можете повредить эмаль зуба. Не подавайте ребенку дурной пример.
Ребенок видит не только то, как вы чистите зубы, но и как вы умываетесь. Пусть вместе с вами умоется и он. Помоет руки, лицо с мылом. Мыло для умывания вы уже можете использовать не только детское, но и ароматизированное. Насладитесь вместе с ребенком прекрасным ароматом мыла. Кажется, это мелочь... Но эстетическая сторона дела имеет немалое воспитательное значение.
Причешитесь сами, пусть причешется ребенок. Конечно, толком причесаться он еще не сможет - и не сможет долго. Он пока только приглаживает свои волосики расческой. Но главное, что он делает. Со временем руки его станут ловчее, движения увереннее. Навык закрепится. И останется хорошая привычка: причесываться утром. Многие дети не умеют этого и не делают. Пока взрослый их не причешет, так и ходят целыми днями, мягко выражаясь, с неприбранной головой.
Для расчесывания волос ребенку используйте гребешок и мягкую щетку. Эти предметы вы должны купить специально для вашего малыша и хранить их отдельно. Время от времени гребешок и щетку следует мыть - с мылом или содой.
В возрасте от года до трех лет рекомендуется мыть ребенку голову не чаще и не реже чем один раз в две недели. После трех лет можно один раз в неделю.
Для мытья волос не используйте шампуни или ароматизированное мыло. Лучшее средство - детское мыло.
Голову ребенку следует мыть во время купания -как заключительный этап. Ребенок сидит в ванночке или уже в ванне, откинувшись назад - на вашу руку — и запрокинув назад голову. Вода с мыльной пеной не должна попадать малышу в глаза и в наружный слуховой ход. Вода должна стекать со лба на затылок.
Не нужно добавлять в воду отвары трав.
Ногти на руках следует подстригать ребенку достаточно коротко для того, чтобы под ними не накапли-
валась 1рязь, но и не настолько коротко, что это будет вызывать у ребенка неприятные ощущения и даже боль. На пальцах рук ногти стригутся с закруглением - чтобы острые концы не царапались. Можно обработать края остриженных ногтей пилкой. Остригать ногти нужно один-два раза в неделю. Хорошо это делать сразу после купания.
Ногти на ногах тоже удобнее всего стричь после купания, когда они размягчаются. Стричь - не реже одного раза в неделю. Ногти на пальцах ног стригут ровно (чтобы избежать последующего врастания ногтей), края желательно тоже обработать пилкой.
Вы вдруг обратили внимание на то, что ребенок стал чесать голову. Скорее всего зуд в этом случае - аллергическая реакция на какой-нибудь новый продукт, быть может, экзотический. Или просто зачесалось - живой ведь человек, всякое бывает. Но бывают и вши... Хотя в наше время это большая редкость. Однако ваш ребенок посещает ясли, а там воспитатели и медики недоглядели - какой-то малыш принес вшей...
Обратите внимание, нет ли расчесов и гнойничков на волосистой части головы и на шее у вашего ребенка. Если есть хоть какое-то подозрение, обращайтесь к врачу.
К году ваш ребенок спал более четырнадцати часов в сутки. Теперь суточную продолжительность сна можно сократить. После года ребенку достаточно две-надцати-четырнадцати часов (10-12 часов - ночной сон, 2 часа - сон после обеда).
Этого режима сна и бодрствования вы можете придерживаться до пятилетнего возраста ребенка.
После того как ребенку исполнится год, вы уже не используете пеленки. Все их можете перестирать,
прогладить и сложить подальше в шкаф. Они еще пригодятся вам, когда у вас появится второй ребенок. А может быть, вы потом отдадите их кому-то.
Очень важен дневной сон. Нервная система ребенка еще слабая, и в то же время ребенок сверх меры загружен впечатлениями. Поэтому ему нужно отдыхать. И даже если ваш малыш разыгрался и не хочет ложиться после обеда спать, капризничает, вы должны настоять на своем. Успокойте ребенка, расскажите ему что-нибудь. Так, отвлекая внимание, разденьте и положите в кроватку.
Если вы обедаете в полдень и сразу после обеда укладываете ребенка спать, то к пятнадцати часам ребенок должен уже выспаться. Не рекомендуется спать в дневное время дольше, поскольку у выспавшегося днем ребенка могут быть сложности с засыпанием вечером. Если в три часа дня ваш малыш не проснулся, вы должны потихоньку разбудить его.
Вообще дети после года ведут довольно активный образ жизни. И при обилии движения быстро утомляются. По этой причине у них не бывает особых трудностей с засыпанием. Иногда ребенок так устанет, что засыпает среди игры. И вы еще не раз обнаружите ребенка спящим в самых неожиданных местах. Старайтесь все-таки придерживаться режима.
Перед тем, как вы сами укладываетесь на ночь спать, разбудите ребенка и посадите его на горшок - в профилактических целях. Не бойтесь, что ребенок после этого не заснет; скорее он, даже сделав свое дело на горшке, не успеет проснуться.
Посидев на горшке в десять-одиннадцать часов ночи, ребенок должен уже спокойно (сухим) спать до утра. Но если вы заметили, что ребенок среди ночи забеспокоился, стал ворочаться, может, даже заплакал, поднимите его еще раз на горшок. Возможно, накануне был жаркий день, и ребенок много пил сока или чая...
Уже ушли в прошлое те времена, когда вы кормили ребенка грудью у кроватки или из бутылочки прямо в его постельке. Вы уже садите ребенка за общий стол, правда, блюда у малыша еще отдельные, вы не даете ему попробовать из своих блюд (это было бы ошибкой), но очень важно общество. Вместе со всеми - вкуснее.
Ребенок сидит за столом на своем высоком стульчике, сам управляется с ложкой; на груди у малыша салфетка. Не отвлекайте его от еды разговорами. Еда - это то, для чего вы собрались за столом; если ребенок будет каждую минуту отвлекаться, то со временем разбалуется и его будет очень трудно кормить.
Прием пищи старайтесь обставить с чувством эстетики. Красота обеденного стола, приготовленных блюд, кроме того что поднимает аппетит, имеет еще немалое воспитательное значение. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок стал интеллигентным человеком... Используйте хорошую посуду (сколько можно .ее беречь!), достаньте фамильное серебро, не забудьте про букет цветов на столе. Помните, что личность формируется окружением.
Если же вы будете сами есть впопыхах, с разделочной доски, а ребенка кормить, как собачку, с ладони... что же из этого получится?..
Очень важно, чтобы ребенок правильно сидел за столом. Имеется в виду - чтобы он сидел не слишком высоко и не сутулился за едой; и чтобы он сидел не слишком низко, не упирался подбородком в столешницу. Некоторые родители специально садят ребенка пониже, чтобы тому было недалеко нести ложку - из тарелки да сразу в рот (быстро и чисто). Это неправильно. Ребенок, привыкший есть так, и став взрослым, будет есть, склонившись низко к тарелке.
Если вы приобрели для своего малыша стандартный детский стульчик и если у вас стандартный обеденный стол (не сделанный вручную), то ребенок будет сидеть за столом правильно. При изготовлении детских стульчиков стандарты учитываются. Если у вас нет детского стульчика, посадите ребенка повыше - можно подложить плотные подушки.
Ребенок должен есть самостоятельно. Пить из чашки он научился еще на первом году жизни; возможно, уже довольно лов'ко владеет ложкой; к третьему году жизни он должен научиться пользоваться вилкой.
Следите за тем, чтобы ребенок как можно тщательнее пережевывал пищу. Даже предварительно измельченную -например, пюре. Ведь цель пережевывания не только в том, чтобы измельчить пищу, но и в том, чтобы лучше перемешать ее со слюной (процесс пищеварения начинается в полости рта). В поучениях буддистских монахов есть любопытный совет, кажущийся на первый взгляд бессмыслицей, — что твердую пищу надо пить. Здесь, конечно, имеется в виду: пережевывать твердую пищу следует до тех пор, пока она не станет жидкой.
Во время еды ребенок не должен спешить (он ведь посматривает на вас, а вы не спешите, ведь самое главное, что есть в вашей жизни, в данный момент сидит перед вами), не то он может поперхнуться или захлеб-
нуться. Учите малыша пользоваться салфеткой - и утирать губы, и - в качестве нагрудника. Ребенок, кушающий чисто, кушает с аппетитом.
Ребенок за столом должен сидеть ровно, не лежать на столе боком, не наваливаться грудью. Не позволяйте ему играть во время еды. На столе не должно быть игрушек. И из приема пищи ребенок не должен делать игру. Некоторым детям доставляет удовольствие бесконечно перемешивать ложкой кашу - не позволяйте этого. Запретите спокойно, но со строгостью. Воспитывайте ребенка так, чтобы он уважал пищу.
Старайтесь поддерживать за столом хорошее бодрое настроение. Это благотворно воздействует на аппетит.
Если ребенок до положенного времени попросит есть, не следует тут же давать ему что-нибудь «перехватить». Этим вы испортите ему аппетит, и, когда вы все сядете за стол, придется уговаривать ребенка съесть что-нибудь. Если ребенок уже проголодался, а вам скоро садиться за стол, отвлеките малыша чем-нибудь... Не давайте перед едой сладкого. Следите и за тем, чтобы конфеты не валялись у вас всюду.
Когда следует предлагать ребенку горшок?
В течение дня вы неоднократно советуете ребенку посидеть на горшке (ведь иной раз случаются ситуации, когда ребенок заиграется, увлечется и вспомнит о горшке слишком поздно). Обязательно нужно сходить на горшок по малой нужде перед сном.
В «отношениях» с горшком так же рекомендуется регулярность, как и в приеме пищи, в чередовании сна и бодрствования и т.д. Вы однажды с удивлением отметите, что ваш малыш без влияния с вашей стороны ходит на горшок примерно в одно и то же время. Обычно после еды у детей появляются позывы к испражнению. Заметив это время, вы теперь не держите горшок далеко.
Регулярность в этом деле устанавливается как бы сама по себе. С вашей стороны требуется только небольшая коррекция: время хождения на горшок постарайтесь передвинуть на утро - после завтрака. Этот навык весьма пригодится ребенку в жизни. Например, когда он будет школьником: он решит свои «проблемы» дома, и во время занятий у него не возникнет «проблем».
С какого времени можно приучать ребенка пользоваться туалетом для взрослых?
Примерно до трехлетнего возраста малыш может пользоваться горшком. Некоторые дети уже после двух лет начинают посещать туалет для взрослых. Обретение нового навыка несколько облегчает жизнь маме.
Поищите в хозяйственных магазинах специальное пластмассовое сиденье для детей. Это простейшее приспособление очень удобное в пользовании. Ребенок может сам установить сиденье на унитазе, вот только взобраться на него ему бывает нелегко - высоковато; дабы облегчить подъем, вам нужно держать в туалете небольшую скамеечку.
Приучите ребенка пользоваться туалетной бумагой. Избегайте пользоваться для этих известных целей какой-нибудь другой бумагой, в частности газетной, которая слишком груба (а типографская краска ядовита). Конечно, лет до трех, до четырех ребенок не сможет вытереть себя чисто, поэтому вы ему всякий раз поможете (он вас позовет), но после четырех лет ребенок пусть старается все делать сам.
Очень хорошо, если всякий раз после посещения туалета ребенок будет подмыт. Как бы тщательно вы его
ни вытирали, а остатки кала при выходном отверстии остаются. Через час-другой они могут начать раздражать кожу; это вызовет зуд, ощущение дискомфорта, ребенок начнет нервничать. Ничего этого не случится, если вы не поленитесь вовремя подмыть ребенка, а иной раз и смазать кожу между ягодичками детским кремом или вазелиновым маслом. Умные люди в таких случаях шутят: «Техника любит уход»...
Примерно после года вы приучаете ребенка самостоятельно ходить мочиться на горшок. Дается эта наука не сразу и нелегко, — ведь ребенок еще мал. Но вы действуете методично: вы садите малыша на горшок каждый час и объясняете, чего добиваетесь. Ребенок вас, конечно же, понимает, но у него и память еще коротка да и мочевой пузырь невелик, — время от времени случаются «недоразумения». Вы остаетесь настойчивыми, последовательными и спокойными.
Ребенок растет, и вы постепенно увеличиваете интервал: садите его на горшок уже не через каждый час, а через полтора часа. Объясняется эта тактика тем, что объем мочевого пузыря у ребенка с возрастом увеличивается. Всякий раз перед сном ребенок должен помочиться. Даже если он отказывается, вы должны настоять. Вообще вы должны воспитать ребенка так, чтобы он относился с вниманием и уважением ко всему, что вы говорите. Это важный элемент дисциплины... Уж если вы что-то велели, то должны настоять на исполнении. И ни в коем случае не идти на попятную. А если приходится отменять приказ, следует дать отмене убедительное обоснование. В противном случае у ребенка сложится мнение, что вы порой сами не знаете, что говорите, и он будет относиться к вашим словам соответственно.
Со временем ребенок научится сам вставать ночью на горшок - и будет подниматься один-два раза за ночь. Вы должны ставить ему горшок всегда на одно место, недалеко от кроватки. Ведь ребенок ночью ходит на горшок в полусонном состоянии и, как правило, в темноте. Велико будет его разочарование, если горшка не окажется на месте.
Как часто следует купать ребенка после года?
По-прежнему - ежедневно. Вы должны приучить ребенка к ежедневным купаниям, задать ему тон на всю жизнь. Многие взрослые моются один раз в неделю. Это неправильно. Принять ванну, встать под душ после того, как вы вернулись с работы, да еще в жаркий пыльный день, да еще если работа у вас не кабинетная, — очень важно. Это важно не только в смысле чистоплотности, но и в смысле закаливания, оздоровления организма, для снятия усталости. Ваши сосуды реагируют на изменение температуры, а значит, ускоряется кровоток, устраняются застойные явления, быстрее уносятся из тканей продукты обмена.
Утром ребенку достаточно вымыть холодной водой руки и лицо. С мылом. До 2,5-3 лет ребенок умывается с вашей помощью. После трех лет он должен уже умываться сам.
В вечернее время ребенка следует искупать в ванне. Он недавно вернулся с улицы; руки грязны; на лице, на шее пыль. Вы купаете его в теплой воде, с мылом. Волосы, как мы уже говорили, моете не чаще одного раза в неделю; но волосы у ребенка и не грязны, он же ходит на прогулку в шапочке или в панамке.
Набор полотенец у ребенка должен быть свой. Недопустимо после купания вытирать малыша полотен-
цем кого-нибудь из взрослых. То же можно сказать и в отношении мочалки, губки.
Руки в течение дня ребенок моет неоднократно. Приучите его мыть руки перед едой. Ребенок разгуливает по всей квартире, берет в руки предметы, за идеальную чистоту которых вы не можете поручиться; на улице играет в песке... Пожалуй, нет смысла убеждать в необходимости мыть руки перед едой.
Ребенок обязательно должен вымыть руки после «общения» с горшком или после посещения туалета (несмотря на то, что вы регулярно обрабатываете все в туалете раствором антисептика - и даже дверные ручки).
Ребенок тщательно должен вымыть руки сразу после возвращения с улицы. До трех лет вы помогаете ему. Но после он должен мыть руки сам. Вам остается только контроль - как закрепление обретенных до трех лет навыков.
Обязательно — и не откладывая — нужно вымыть ребенку руки после его общения с животными, особенно бродячими животными. На животных могут быть паразиты... Нелегко потом вам с ребенком будет избавиться от микроспории, например, которая передается через кошек.
В то время, как малыш сосредоточенно моет руки, вы можете просветить его рассказом о вредных микроорганизмах, которые только и ждут возможности проникнуть внутрь человека и вызвать в нем какую-нибудь болезнь. Рассказ этот можно оформить в виде сказки, в которой положительные герои — мыло, мыльница, зубная щетка и т.д., а отрицательные, естественно, болезнетворные микробы.
Следует содержать в порядке и детское мыло (как, впрочем, и мыло вообще). Отвратительно - когда мыло «киснет» в наполненной водой мыльнице. Такое мыло не хочется и брать... У хорошей хозяйки брикетик
мыла всегда сухой и чистый; не болтаются в мыльнице и обмылки. Уважительное отношение к мылу передается автоматически и на процедуру умывания.
Существует ряд гигиенических требований и к одежде, которую вы надеваете на малыша. Она должна соответствовать сезону (что бывает нелегко выдержать во время перехода одного времени года в другое, когда погода меняется на глазах), то есть ребенку не должно быть жарко или он не должен, наоборот, мерзнуть.
Одежду можно покупать немного на вырост. В такой одежде ребенок чувствует себя свободнее, ничто и нигде ему не поджимает. Растет ребенок быстро, и к тому времени, как одежда будет совсем впору, он ее достаточно разносит.
Верхняя одежда никогда не надевается на голое тело. Нижнее белье меняется и стирается ежедневно. Оно ведь за день впитало в себя достаточно и пота, и секрета сальных желез.
Одежда ребенка должна быть легкой, чтобы ребенок чувствовал себя в ней комфортно. Отдается предпочтение хлопчатобумажным тканям. Как можно меньше синтетики.
К трем годам ребенок уже вполне способен сам раздеваться. Ведь ему не составит труда отстегнуть кнопку, расстегнуть замок-молнию... Воспитывайте в ребенке уважительное отношение к одежде, обуви. Вы пришли с прогулки, вы устали, ребенок раздевается сам и достоин похвалы. Но нехорошо, если обувь его останется валяться посреди коридора, а пальтецо или курточка окажутся небрежно брошенными на стуле... Для обуви ребенка должно быть выделено место в шкафу, а ребенок должен знать это место. Перед тем как поставить обувь на место, ее следует вычистить и, если надо, просушить. Верхнюю одежду в присутствии и при участии ребенка почистите щеткой и аккуратно повесьте на вешалку.
Вы поступите разумно, если устроите ребенку детское отделение в общем шкафу (следует опустить пониже палку для вешалок-плечиков) или купите для него отдельный шкафчик (это не будет напрасная трата денег: ребенок будет пользоваться им долго, а воспитательное значение такой покупки трудно переоценить). Ребенок будет сам ухаживать за своей одеждой, а у вас будет право требовать от него порядка... Для ребенка очень важно везде иметь свой уголок, свой «домик». Имея такой «домик», в котором он может укрыться (равно как укрыть свою одежду, свои игрушки и т.д.), он чувствует себя в этом мире увереннее. Вспомните свою тягу к «домикам». С каким удовольствием вы прятались от всех в платяном шкафу!..
Придя с улицы, ребенок, как и вы, обязательно должен переобуться. Дома он ходит в тапочках. В холодное время года - в теплой домашней одежде. Вы по-прежнему не забываете о разнице температур: над полом значительно прохладнее, чем на уровне вашего роста.
Готовясь ко сну, малыш должен аккуратно раздеться и повесить свою одежду на спинку стула. Недопустимо, чтобы одежда ворохом валялась на полу: рукава и штанины вывернуты наизнанку, тапочки поверх воротника... Это безобразие!.. Ребенок, который так бросает свою одежду, со временем будет так же бросать свое рабочее место; и внутренний мир, мысли у него будут пребывать в таком же состоянии.
Ничего ценного такой неопрятный человек не создаст.
Приучите ребенка спать в пижаме. Дети спят беспокойно и часто раскрываются во сне. И приходится
не раз подниматься за ночь, чтобы укрыть их. Пижама защитит ребенка от холода, если одеяло сползет. А вы будете чувствовать себя спокойнее. Купите малышу пижаму или сшейте. Требования к пижаме следующие: она должна быть из мягкой теплой ткани, например, из фланели, должна быть просторной; если в ней есть резинки, — то чтоб были они не слишком тугие.
Ребенку до трех-четырех лет рекомендуются брючки пижамы закрытые снизу наподобие ползунков. В таких пижамных брючках ноги у него не замерзнут. После четырех лет пижама у вашего малыша может быть как у взрослого.
Постельное белье меняйте почаще. Крахмалить его ни в коем случае не следует; накрахмаленное белье -слишком грубое для нежной кожи ребенка. Если вы до сих пор привязывали одеяло к кроватке резинками, то после трех лет делать это уже не обязательно. Тем более что вы уже начали надевать на ребенка пижаму.
К третьему году жизни можете предложить ребенку подушку - не очень толстую, чтобы ребенок во время сна не сгибал шею (и не нарушал этим кровообращения). Почему уже понадобилась подушка?.. Обратите внимание: ваш ребенок уже развился физически, плечики у него стали пошире, и когда он лежит на боку, голова склоняется вниз. Между тем шея должна быть примерно на одной прямой с позвоночником. Подберите плоскую мяконькую подушечку и предложите ее малышу. Если он будет отказываться, так и не настаивайте.
Спать ребенок должен всегда в своей кроватке. Он к ней уже привык, и если спит в другом месте, то сон у него недостаточно глубокий. Бывает, что ребенок заснул на диване, или в вашей спальне, или на ковре за игрой. Ак-
куратно перенесите его в кроватку (по крайней мере проснется он в своей постельке). Спать ребенок должен в соответствующих условиях в свободной позе (не скорчившись, не скрючившись), чтобы не возникали застои крови и лимфы в той или иной части тела.
Когда ребенок спит на прогулке, спинка прогулочной коляски должна быть откинута - опять же из соображений обеспечить ребенку более глубокий комфортный сон. В противном случае (когда ребенок спит поджав под себя ноги и уронив голову на грудь) сон не принесет малышу необходимого отдыха.
Бывает, что вы задержались в гостях у бабушки и возвращаетесь домой позже обычного. Вы едете по вечернему городу в трамвае и вдруг замечаете, что ребенок заснул у вас на коленях. Что делать! Природа берет свое... Конечно, лучше было бы, чтоб ребенок не спал сейчас в дороге, ведь так неудобно спать в сидячем положении. Но уж коли заснул, постарайтесь по возможности создать ему удобства: чтобы ребенок мог вытянуть ножки, выпрямить шею, чтобы пребывал он в положении, приближенном к горизонтальному.
Зимой бывает очень неуютно ложиться в постель -такую холодную. Конечно, пижама немного предохраняет, но все равно - зябко. Для ребенка вы можете перед сном прогревать постельку -грелкой - электрогрелкой или простой водяной. Люди исстари нагревали детям постель. Для этого даже изготовляли большие закрытые металлические жаровни.
Ребенок двух-трех лет засыпает уже не так быстро и легко, как ребенок до года. Часто ваш малыш просит рассказать ему сказку перед сном или просто хочет поговорить.
Замечено, что ребенок быстрее засыпает в привычной обстановке, когда ничто новое не отвлекает его внимания. Также сон приходит быстрее, если укладывать ребенка спать всегда в строго определенное время, — чтобы выработался условный рефлекс.
Если бы вы решили поэкспериментировать и привязать условный рефлекс, например, к музыке - ставить одну и ту же спокойную музыку (адажио) во время отхода ребенка ко сну, — то эта музыка стала бы впоследствии действовать на ребенка усыпляюще.
Кроватка должна служить ребенку исключительно для сна. В кроватке ребенок не должен принимать пищу, не должен в ней играть с игрушками; после того как он проснулся, он не должен долго лежать в кроватке. В противном случае невозможно будет выработать устойчивый условный рефлекс сна у ребенка (оказавшись в очередной раз в кроватке, он решит, что его положили сюда поиграть).
919. За час-полтора до сна (дневного или ночного) нельзя позволять ребенку чересчур подвижные и шумные игры, — чтобы он не перевозбуждался. Иначе малышу трудно будет заснуть, а если и заснет, то спать будет беспокойно, такой сон не принесет необходимого отдыха нервной системе, не будет полноценного восстановления нервных клеток.
Если ребенок имеет в течение дня достаточную возможность подвигаться, то к вечеру он утомлен и сложностей с засыпанием не возникает; как говорится, коснулся головой подушки - и уже спит.
В том случае, если ребенок долго не может заснуть и это повторяется изо дня в день, проанализируйте, достаточно ли физической нагрузки он имеет. Быть может, на улице плохая погода, и вы не выводите ребенка гулять, а дома ему тесно - не разбежаться? Тогда следует принимать меры к созданию для ребенка нормальных условий: для правильного физического развития он должен много двигаться. Тогда и засыпать будет быстро.
Иногда сложности с засыпанием возникают, если ребенок спит больше, чем положено в его возрасте. К трем годам, как вы уже знаете, ребенок должен спать в ночное время от десяти до двенадцати часов. Не позволяйте спать дольше. Осторожно разбудите малыша.
Ваш ребенок плохо засыпает. Вы оценили критически его день и как будто не нашли очевидной причины для такого нарушения. Как быть?.. Попробуйте укладывать ребенка спать сразу после вечернего купания. Теплые ванны (вы это, должно быть, знаете по себе) действуют успокаивающе.
Стремитесь к тому, чтобы засыпал ваш малыш всегда в хорошем настроении, ублаготворенным. Плохо, если вы огорчили его чем-нибудь перед сном: сделали выговор ja что-нибудь или даже накричали, что он до сих пор не спит... Вы как будто взвели пружину в душе у ребенка, и эта пружина будет тревожить его во время сна. Дети ведь очень впечатлительны...
Совсем плохо, когда ребенок засыпает в слезах. Кое-кто считает, что, наплакавшись, ребенок крепче спит. Ничуть не бывало!.. Нервная система ребенка подверглась большому испытанию. Ребенок, быть может, видит дурные сны, вздрагивает и судорожно всхлипывает во сне, вскрикивает. Такой сон не приносит ему отдыха.
Укладывая ребенка спать, всякий раз расставайтесь с ним добрыми друзьями.
Вы уже научили ребенка не бояться темноты? Ведь он уже, наверное, спит один в комнате. Если он бо-
ится темноты, как же он будет вставать ночью на горшок. Ребенок будет звать вас постоянно... Быть может, вы облегчите жизнь не столько ребенку, сколько себе, научив его не бояться темноты.
Как-нибудь объясните ребенку, что ночные страхи, если они у него есть, необоснованны, что тьма ничего страшного в себе не таит; прогуляйтесь вместе по темному дому; если ребенка пугает некая тень, включите свет и покажите, что это всего лишь тень от кресла или от плюшевого мишки - такого забавного. Разумеется, вы и сами не должны бояться темноты.
Если ваши усилия не увенчались успехом и ребенок все равно боится темноты, можете оставлять горящим ночник. Ночник хорош хотя бы тем, что ребенку не придется искать горшок в темноте на ощупь.
Время от времени ребенок может разбудить вас ночью криком и плачем. Вы подхватываетесь, включаете ночник или настольную лампу (не нужно включать яркий верхний свет) и видите такую картину: ребенок сидит в постели, плачет и имеет вид очень испуганный... Малышу приснился кошмар.
Конечно же, вы успокоите малыша. Быть может, даже посадите к себе на колени. Поговорите с ним тихим ласковым голосом, объясните, что пугаться нечего. Когда вы заметите, что испуг прошел, осторожно положите ребенка в кроватку, но не спешите отходить и выключать свет; подождите, пока ребенок не заснет крепко.
Почему детям снятся кошмары и как кошмаров избежать?
Кошмарный сон может присниться ребенку, когда тот заболевает, когда поднимается температура. Есть интересная теория на этот счет: что испугавшийся кошмара ребенок просыпается с криком, который является сигналом для родителей - с ребенком не все в порядке...
Если ребенок здоров, ищите причину кошмаров в окружающей ребенка обстановке. Быть может, малыш смотрел мультики не по возрасту: например, «Охотников за привидениями». Или вы позволили ему посидеть рядом, когда смотрели с интересом боевик... А может, в семье разлад? Может, ребенок стал свидетелем неприятной сцены между молодыми родителями, которых обоих он любит?..
Несложно сделать выводы из вышесказанного.
Иногда причиной ночных кошмаров может стать запугивание ребенка. Некоторые родители воспитывают своих детей по старинке: «Не будешь ходить на горшок -придет Баба Яга, унесет с собой и сунет в печку!». А еще пугают неким мифическим Бабаем, который забирает непослушных детей, также — лешим, домовым и т.д. А если даже и не пугают намеренно, то чересчур красочно (дабы поразить воображение ребенка) передают образ отрицательного персонажа в сказке. И поразить воображение ребенка им удается...
Как же быть? Не рассказывать сказок про Бабу Ягу? Попробуйте подавать этот колоритный образ с юмором. Посмейтесь над Бабой Ягой вместе.
Некоторые дети страдают ночным недержанием мочи. Не имеются в виду дети до полутора-двух лет. А вот дети постарше уже вполне могут контролировать степень наполненности мочевого пузыря и уметь просыпаться, чтобы сходить на горшок. Ночному недержанию мочи бывают разные причины.
Наиболее распространенная причина - если ребенок мерзнет во время сна (спит беспокойно, раскрывается). Некоторые дети могут намочить постель, увидев что-то кошмарное во сне. У неумной матери, ругающейся, если ей приходится подниматься ночью, ребенок может обрести отрицательную реакцию: он боится, что мать будет
браниться на него, и предпочитает помочиться под себя. Встречаются дети, которые терпеть не могут холодного горшка и не хотят выбираться из-под теплого одеяла. Одна из распространенных причин недержания - чересчур тесные штанишки у пижамы.
Если вы будете внимательны к ребенку, то непременно установите причину ночного недержания мочи.
Как бороться с ночным недержанием мочи?
Если причиной недержания является какое-то болезненное состояние (гипертрофия миндалин, кариозные зубы, острицы), следует сначала излечить это состояние. Быть может, само собой пройдет и ночное недержание мочи. Кроме того, нужно пересмотреть рацион ребенка, в частности - количество принимаемых жидкостей. Наверное, объем жидкости необходимо уменьшить - особенно во второй половине дня. На ночь же не давать пить вообще.
Одна из причин ночного недержания мочи - слишком глубокий сон. Ребенок, не просыпаясь, опорожняет мочевой пузырь. Чтобы сон ребенка не был слишком глубоким, не сильно утомляйте малыша во второй половине дня (иногда родители радуются: «Ребенок спит без задних ног»; в данном случае избегайте такого сна). Чтобы ночной сон не был чересчур глубоким, нужно поспать ребенку после полуденного приема пищи.
Попробуйте бороться с ночным недержанием мочи профилактическими мерами: поднимите ребенка в 22.00 и посадите на горшок. Быть может, уже одного этого окажется достаточно.
Ни в коем случае не ругайтесь на ребенка, у которого бывает ночное недержание мочи. И не смейтесь над ним. И не рассказывайте об этом другим детям. Своим неумным поведением вы только унизите ребенка или обозлите; он будет чувствовать себя неполноценным, и это чувство, которое ребенок познал в таком нежном возрасте, может оказать влияние на всю его жизнь; сформируется характер неуверенного в себе человека - слабого, мнительного, тревожного.
Будьте тактичны, пожурите ребенка с улыбкой, успокойте, переоденьте, поменяйте постель. А на завтра обратите все в шутку. Можете вместе постирать - уж, наверное, ребенок приложит к этому все старания.
Постарайтесь выдерживать принятый однажды распорядок дня. Организму ребенка много легче «двигаться по накатанной колее» режима, проще развиваться физически. Когда вы соблюдаете строго определенное чередование сна и бодрствования, ритм приема пищи и закаливающих водных процедур, организм ребенка напоминает машину, работающую в более экономичном режиме, — такая машина меньше изнашивается, а значит, дольше работает. Вы таким образом закладываете основы здоровья ребенка, продлеваете ребенку жизнь и дарите ему постоянное хорошее настроение.
Зрение нужно беречь с самых ранних лет. Исследования ученых показывают, что острота зрения у человека наибольшая в возрасте пяти-семи лет. А потом зрение начинает ослабевать - но принципу «катящегося с горы камня» — сначала зрение ослабевает медленно, а после сорока-пятидесяти лет все быстрее и быстрее. Если же вы еще не бережете зрение, то «камень покатится с горы совсем быстро».
Никогда не позволяйте ребенку тереть руками глаза. Ведь руки у ребенка могут быть в этот момент грязными -тем более когда вы на улице, а малыш возится в песке. Грязь может попасть в глаз и вызвать конъюнктивит; если грязь попадает в выход сальной железы, возникает другое неприятное заболевание, именуемое в народе ячменем.
Если у ребенка зачесался на улице глаз или попала в глаз соринка, пусть ребенок скажет вам об этом и вы окажете ему помощь, пользуясь чистым носовым платком.
Если у вашего ребенка ячмень образуется слишком часто, обратите внимание: не чересчур ли пыльно в детской комнате... Быть может, вы недостаточно часто делаете здесь влажную уборку?..
Не выводите ребенка на прогулку в пыльную ветреную погоду, и вы избежите вероятности попадания в глаз пыли и какого-либо сора. Проще не допустить конъюнктивит, нежели потом лечить его. Глазные заболевания очень неприятные, поскольку глаз - весьма чувствительный орган.
Берегите орган зрения от воздействия слишком яркого прямого и отраженного света. Некоторые дети, балуясь, смотрят на солнце. Или, привлеченные необычным зрелищем, смотрят на огонь сварки. Следите за ребенком, и вы убережете его от вероятных осложнений со зрением...
В яркую солнечную погоду вы защитите глаза малыша широкими полями панамки. Можете даже подобрать ребенку солнцезащитные очки. Дети любят надевать такие очки. Они вообще любят все, что делает их похожим на вас. Наденут они с трепетом и ваши солнцезащитные очки и будут ими невероятно горды.
Зимой, особенно когда светит солнце, ослепляет снег, вы можете притупить остроту зрения. Выходя на прогулку зимой, подумайте о защите глаз ребенка.
Не лишним будет надевать ребенку солнцезащитные очки и в жаркую засушливую погоду. Глазам хорошо, когда под защитой стекол для них создается микроклимат - более чистый воздух, температура, близкая к температуре тела, влажность.
Если ваш ребенок носит очки по причине нарушения зрения, он должен уметь обращаться с ними: не ронять, не хвататься руками за стекла, хранить очки в футляре. А вы периодически контролируйте, в каком состоянии находятся очки ребенка. Время от времени помойте их, можете даже протереть дезинфицирующим раствором. Старайтесь добиваться идеальной прозрачности стекол.
Не подвергайте глаза ребенка испытаниям внезапным ярким светом. Вам случается подниматься ночью к малышу, когда тот просыпается по какому-либо поводу. И вы включаете свет... Для этих целей рекомендуется использовать мягкий рассеянный свет. Очень хорошо - настольная лампа под зеленым абажуром, или маленькая лампочка цветочка-ночничка на стене, или торшер. Если нет ни того, ни другого, ни третьего, включите свет в соседней комнате или в коридоре. Кроме того, что вы бережете орган зрения ребенка, вы еще не напугаете его вспышкой яркого света.
И, конечно же, нужно быть осторожными с острыми предметами. Когда ребенок совсем маленький, он не только не держит таких предметов в руках, но острых предметов нет и поблизости. Но ребенок растет, ему нужно приобретать все новые и новые навыки, и он под вашим неусыпным контролем начинает знакомиться с такими предметами, как ножницы, авторучки, карандаши, вилка и столовый нож и т.д. Вы должны объяснить ему, чем опасны такие предметы; для пущей убедительности можете даже слегка ребенка уколоть... После того,
как ребенок порисовал карандашами или фломастерами, нужно их собрать, сложить в коробку и убрать подальше. Нельзя, чтобы карандаши и фломастеры валялись повсюду. Пусть ребенок поможет вам собрать карандаши. Так он заодно будет приучаться к порядку.
Не поощряйте баловства с опасными острыми предметами. Случается ребенок развеселится: у него хорошее настроение, он смеется, размахивает руками. А в одной руке карандаш... Ребенок может серьезно пораниться или поранить вас. И естественно, большую опасность острые предметы представляют для глаз.
Если ваш ребенок рисует, то пусть рисует и не отвлекается. Всякое дело на пользу и хорошо получается, если делается с сосредоточенностью. А подавляющее большинство неприятностей и травм у детей, как показывает опыт, возникают именно в связи с баловством.
Однажды ребенок должен поиграть с ножницами. Уметь пользоваться ножницами - очень нужный навык. Специально для ребенка купите детские ножницы. Обратите внимание: у детских ножниц закругленные концы.
Так же внимательно, как к органам зрения ребенка, относитесь и к органам его слуха. Присмотритесь к ребенку, когда он смотрит телевизор. Не поворачивает ли малыш голову каким-либо одним ухом к источнику звука? А когда ему приходится говорить по телефону, не прикладывает ли он трубку всегда к одному уху?
Если вы заметили это, то должны обратиться к специалисту. Быть может, у ребенка одно ухо слышит хуже.
Как бороться с выделениями серы?
С этим явлением никак не надо бороться. Отделение серы - процесс физиологический. Вместе с серой из наружного слухового хода удаляются пыль, микроорганизмы, слущенный эпителий и пр. Таким образом, с помощью секрета серных желез осуществляется туалет уха. Ваша забота - удалять излишки серы, которые вам видны. Иначе могут возникнуть серные пробки. Удалять серу вы можете с помощью чистой ватки, намотанной на спичку, и только снаружи слухового прохода. Проникать ваткой глубоко в слуховой проход запрещается категорически -вы можете поранить кожу наружного слухового прохода, которая очень нежна, или травмировать барабанную перепонку.
Замечено, что процесс сероотделения активизируется в нескольких случаях: после купания (ребенку помыли голову теплой водой, кровеносные сосуды расширились, и серные железы реагируют на это повышенной активностью); также если в ухо попадают пыль, какой-нибудь иной сор, насекомые (представьте, одному трехлетнему мальчику в ухо заполз таракан); и иногда - когда заболевает среднее ухо. Случаются внезапные выбросы серы и будто без всякой видимой причины. Но если учитывать, что в человеческом организме, этой компактной, хорошо отлаженной системе, ничего не происходит просто так, без связи с другими процессами, то можно быть уверенными - причина есть; а то, что мы ее не видим, это наши проблемы. Как бы то ни было, вы всегда должны обратить особое внимание на ушки ребенка, если заметили, что сера выделяется активно.
Если возникнет серная пробка (иногда ее можно даже увидеть, осветив ухо), не пытайтесь достать ее сами. Вы можете сделать только хуже, а именно - затолкнуть ее глубже в слуховой проход, прижать к барабанной перепонке и вызвать этим у ребенка весьма неприятные ощущения. Обратитесь срочно к специалисту. У врачей есть наборы специальных инструментов, приспособления для промывания наружного слухового прохода.
А если специалиста поблизости нет, как удалить серную пробку?.. Если вы уверены, что у ребенка в ухе серная пробка, или если вы видите обильные выделения серы, то попробуйте положить ребенка этим ухом на грелку - можно на обычную водяную грелку. Под действием тепла сера (особенно если она свежая) может растаять и вытечь на грелку. Вам останется только почистить ваткой выход из наружного слухового прохода.
Без осмотра и назначения врача не вздумайте что-то капать ребенку в ухо — на свой страх и риск. Почти в каждом доме бывают запасы лекарств. В домашних аптечках находятся и борная кислота, и перекись водорода, и вы знаете, что их иногда назначают, чтобы размягчить серные пробки... Не получив консультации отоларинголога, ничего не капайте ребенку в ухо.
Существует ли профилактика серных пробок? Если у вашего ребенка серные выделения случаются часто и бывают обильными, попробуйте всякий раз после купания выкладывать его ушком на грелку - одним, затем другим. Минут по десять-пятнадцать. Кроме того, что вы способствуете этим очищению ушек, вы еще проводите профилактику отитов; ведь отиты иной раз возникают и после купания - когда грязная вода попадает в ухо.
Маленькие дети, обследующие свое тело и открывающие его для себя, способны на лишенные смысла (с точки зрения взрослых) поступки. Например, детей может всерьез занимать вопрос: а что будет, если пуговку, оторвавшуюся от платья куклы, засунуть в нос? Или в ухо?.. А вот еще: шишечка с ветки вербы, ласково именуемая в народе «котиком»... Каково этому «котику» будет в носу? Или в ухе?.. И ничтоже сумняшеся ребенок практическим действием пытается ответить на свой вопрос... Поговорите с любым врачом и вам расскажут, каких только мелких предметов дети не засовывали себе в ухо или нос!.. Из этих предметов в некоторых клиниках составляют впечатляющие коллекции. Тут и пуговицы разных размеров, и булавки, и обломки спичек, и кусочки пластмассы, и винтики, и гаечки, и фрагменты детской мозаики, камушки, обрывки бумаги, проводки... Список этот можно продолжать долго.
Приглядывайте за своим ребенком... Вы на кухне заняты приготовлением пищи, ребенок у себя в комнате играл, шумел, что-то говорил и вдруг притих... Поспешите взглянуть, чем он так увлечен. Быть может, именно в этот момент ваш обожаемый малыш засовывает в ухо косточку от вишни.
Не секрет, бывает сложно попасть на консультацию к специалисту, тем более срочно. И даже в больших городах, не говоря уж о сельской местности. И вы, махнув на врачей рукой, достаете из своей сумочки пинцет... Опасно!.. Вы рискуете протолкнуть инородный предмет дальше в ухо, поскольку ваш пинцет - не самый удачный инструмент для этого случая. А если вы проткнете барабанную перепонку (ребенок не сидит на месте, вырывается, кричит), то можете нарушить ребенку слух на всю жизнь.
Не рискуйте. Добейтесь консультации. Если вам не удается встретиться со специалистом на базе поликлиники (увы, таковы реалии нашей жизни!), позвоните на «скорую помощь» или обратитесь в приемное отделение детской больницы — в ЛОР-отделениях круглосуточно дежурит врач.
Во время купания ребенка вы можете уберечь его уши от попадания грязной воды с помощью ватки, смоченной вазелиновым маслом. Масло не должно сочиться из этих ваток. Их предварительно нужно отжать и только потом затыкать ими уши. Но многим детям не нравится затыкать уши ватками. Тогда вам остается мыть
ребенку голову как можно аккуратнее. После купания погрейте ребенку ушки грелкой.
Если вода попала ребенку в ухо, как ее удалить? Для этих целей рекомендуется использовать вату -
это достаточно гигроскопичный материал. Вы должны скрутить из ваты тоненький фитилечек и вложить его ребенку в ухо (можно и поглубже - примерно до 1 см, но не проталкивая фитилек ни спичкой, ни заколкой, ни пинцетом). Потом вы потянете фитилек за свободный конец и увидите, что ватка намокла.
Не заталкивайте такие ватки слишком глубоко; вы рискуете их оставить в наружном слуховом проходе, и тогда без помощи специалиста вам не обойтись.
У некоторых детей, перенесших однажды острый гнойный отит, остается (иногда на очень длительное время) дырочка в барабанной перепонке. Из-за этой дырочки - правильнее ее именовать перфорацией - у ребенка могут быть сложности и со слухом (в зависимости от ее величины), и с чувством равновесия и ориентации в пространстве (если в среднее ухо попадет холодный воздух или теплая вода), а если в среднее ухо попадут пыль или грязная вода, может опять начаться воспаление.
Если врач сказал, что у ребенка есть перфорация в барабанной перепонке, вы должны очень беречь это ухо. Во время купания затыкать его ваткой, смоченной вазелиновым маслом, а на улице ставить в наружный слуховой проход сухую ватку, чтобы в ухо не проникла пыль. Сухую ватку вставляете совсем маленькую и рыхло (не плотным комком), чтобы не нарушать слух.
Даже если у вашего ребенка никогда не болели ушки, ему полезно время от времени делать «массаж барабанных перепонок». Такой массаж улучшает остроту слуха. Делается он в домашних условиях следующим образом (попробуйте сначала на себе): ладонями (самими ямками) зажимаете ушные раковины и делаете несколько медленных ритмических нажатий - таким образом вы воздействуете на перепонки столбиком воздуха, вы двигаете их туда-сюда. Массаж барабанных перепонок улучшает кровообращение в них, повышает эластичность, делает перепонки более устойчивыми перед воздействием инфекции.
Делайте ребенку такой массаж в виде игры: себе и ему, себе и ему... Детям эта игра обычно нравится.
А если у ребенка раньше случались отиты, то ему непременно нужно делать такой массаж в комплексе с продуванием слуховых труб (об этом речь пойдет несколько ниже). Эти процедуры, которые не занимают много времени и которые следует делать каждый день по два-три раза, уберегут вашего малыша от нового воспаления среднего уха.
Нос у человека - один из важнейших органов. Во-первых, он ответственен за обонятельную функцию и одновременно принимает участие при определении вкуса; во-вторых, нос является фильтром - он очищает вдыхаемый воздух от пыли; в-третьих, он, имея богатое кровоснабжение и немалую внутреннюю поверхность, согревает вдыхаемый воздух - и тот поступает в легкие уже теплым; в-четвертых, нос увлажняет вдыхаемый воздух -и тот не высушивает легочные альвеолы... А теперь представьте, что нос у ребенка по каким-то причинам не дышит, и ребенок вынужден дышать ртом. О распознавании запахов не может быть и речи (ребенок ощущает разве что сильные запахи); ребенок вдыхает пыльный (масса микробов!) воздух; иногда воздух холодный и сухой. Сразу начинают страдать верхние дыхательные пути, бронхи и легкие. Хорошо, если обойдется без пневмонии.
Всегда следите за тем, чтобы ваш ребенок дышал носом.
Какие могут быть причины нарушения носового дыхания?
Таких причин несколько: прозаический насморк, когда слизистая носа отекает, а носовые ходы заполнены густым отделяемым; разращения аденоидов в носоглотке; сильные искривления носовой перегородки в результате травмы (родовой травмы); инородное тело в одном из носовых ходов.
В зависимости от установленной причины избирается и ваша тактика. Если ребенок простужен, у него насморк, то нужно начать лечение и почаще «облегчать» нос - высмаркиваться, закапывать сосудосуживающие капли, которые пропишет врач, и т.д. Если в носоглотке сплошь аденоиды, решите вопрос, как быть с ними, с вашим отоларингологом. Быть может, вы попробуете бороться с аденоидами амбулаторно, а может, не удастся обойтись без удаления аденоидных разращений. Несомненно, что-то посоветует вам врач и при искривлении носовой перегородки, а если обнаружит инородное тело, то извлечет его.
Особенно в холодное время года следите за тем, чтобы ребенок во время прогулки дышал носом.
У вашего ребенка насморк. А умеет ли ребенок правильно очищать нос?.. Научите его: сначала очищается одна ноздря, потом другая (не обе одновременно); таким образом ребенок высморкается тщательно.
Высмаркивание - важная гигиеническая процедура. Даже если ребенок совершенно здоров, научите его высмаркиваться по утрам во время умывания. За ночь в носовой полости обязательно скапливаются и сухие корки, и слизь; они, с одной стороны, механически затрудняют носовое дыхание, а с другой стороны, могут послужить источником инфекции (ведь нос всю ночь работал как фильтр; нужно же удалить то, что он на-фильтровал).
Высмаркиваться следует без особого напряжения (не нужно, чтоб ребенок дул в нос до покраснения лица). Дело в том, что нос и ухо соединены между собой посредством так называемых слуховых труб. И если во время высмаркивания в слуховую трубу попадет часть слизистого отделяемого из носа, то это может привести к возникновению отита, поскольку вместе со слизью в систему слуховой трубы попадают микробы.
Что такое слуховая труба, и какие функции она исполняет?..
Слуховая труба - это такое анатомическое образование, узкая полость, соединяющая полость среднего уха (барабанную полость) с полостью носа. Функции у слуховой трубы довольно важные. Через трубу среднее ухо очищается (выбрасывается в полость носа, например, спущенный эпителий); через трубу своевременно выравнивается давление в полости среднего уха (оно должно соответствовать атмосферному давлению, чтобы барабанная перепонка пребывала в расслабленном состоянии и чутко реагировала на звуковые колебания воздуха).
Если у человека нарушается проходимость слуховой трубы, у него автоматически нарушается и слух (помните ощущение при гриппе, будто у вас заложило уши?). А поскольку проходимость слуховой трубы напрямую связана с состоянием носа, понятно, почему насморк незамедлительно нужно лечить.
Существует эффект так называемого самопроизвольного продувания слуховой трубы. Вы знаете это ощущение, оно возникает иногда при высмаркивании: воздух врывается в слуховые трубы, и уши закладывает. Но стоит только немного подвигать челюстью или сделать пару глотательных движений, и ощущение заложенности пропадает. Если у вас нет насморка и в слуховые трубы не попадает инфицированная слизь, то такие самопроизвольные продувания очень полезны. В результате их происходит замена воздуха в системе слуховых труб - близко к ткани слухового нерва поступает воздух, богатый кислородом, а нервная ткань очень любит кислород. Проделывая периодически такие продувания (и научив им ребенка), вы проводите профилактику неврита слухового нерва. В пожилом возрасте, как известно, слух у человека притупляется. Но если вы будете постоянно «питать свой слуховой нерв кислородом», вы сохраните остроту слуха и в пожилом возрасте.
Если ваш ребенок в силу каких-то причин не может нормально дышать носом и во время сна дышит ртом, это приводит к сухости верхних дыхательных путей. От одной только этой сухости может наступить катаральное воспаление слизистой оболочки.
До тех пор, пока вы не приняли радикальных мер по устранению причины нарушения носового дыхания, вы должны как-то облегчать ребенку жизнь: несколько раз во время сна давать попить ему воды; развешивать в детской комнате на ночь влажные полотенца; можно дать ребенку съесть перед сном маленький кусочек сливочного масла - масло покроет слизистую оболочку микроскопическим слоем и немного предохранит от высыхания.
В распорядке дня вашего ребенка должно найтись место и для закаливающих процедур. Что это за процедуры?.. Ничего сложного - вам уже известны многие из них. Нам остается их здесь только напомнить...
Когда вы утром умываете ребенка (а может, он уже умывается сам), разденьте его до пояса и помойте не только лицо и руки, но и грудь, верх спины, под мышками, шею. Этим вы не только удалите с кожи загрязнения (которые находятся всегда), но и вызовете активную реакцию сосудов. Кровь в системе капилляров сменится:
уйдет застойная кровь, придет кровь, богатая кислородом и питательными веществами. Ребенок сразу почувствует себя лучше, станет бодрее.
Начинаете делать эту процедуру теплой водой. Изо дня в день температура воды должна потихоньку снижаться. Наконец вы доводите ее до 18 °С. Водой такой температуры и продолжаете закаливание.
Закаливающие процедуры делаете и в течение дня. Можно начать их в летний период, когда ребенок часто потеет. Помимо закаливания, водные процедуры очищают ему поверхность кожи. Делаете обтирание и обливание. Температура воды тоже постепенно снижается. Не снижайте температуру слишком быстро: организму требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к изменениям. Попробуйте, снизив температуру на один градус, выдерживать ее в течение недели. Затем снижаете еще на один градус и выдерживаете неделю. И так далее...
Ребенка 2,5-3 лет можете в конечном итоге обливать водой, температура которой 24 °С. Это летом. Зимой температура должна быть повыше - 28 °С.
Простейшей закаливающей процедурой для детей этого возраста может быть игра в воде. Помните, мы говорили, что в этом возрасте все дети немножечко «водяные»?.. Ребенок любит поиграть в воде.
Набрав в таз теплой воды, бросаете в него несколько игрушек, и пусть ребенок играет сколько хочет. Вода постепенно остынет и будет комнатной температуры. Такие игры в остывшей воде дают хороший закаливающий эффект.
В летнее время таз с водой вы можете поставить на свежем воздухе (например, на даче в саду, в тени деревьев).
Ребенку в возрасте после года вы можете попробовать следующую закаливающую процедуру: ставите малыша в таз (лучше пластмассовый) и осторожно поливаете ему ножки от колен и ниже из двух кувшинов; в одном кувшине (с которого вы начинаете процедуру) температура воды составляет примерно 36 °С, в другом - на два градуса холоднее. После процедуры вы слегка растираете ножки ребенку полотенцем и затем одеваете. Так вы делаете в течение недели. Потом снижаете воду в «прохладном» кувшине на один градус (еще неделя). По прошествии недели - еще на один градус... Постепенно доводите температуру воды во втором кувшине до 18 °С. А в первом кувшине вода остается температурой в 36 °С. Обливание ног получается контрастное. Такое обливание вызывает активную реакцию сосудов. Из тканей быстрее выводятся продукты обмена, организм укрепляется.
В 1,5-2 года можно начинать ставить ребенка под душ. Только соблюдайте осторожность - чтобы не напугать малыша. Душ не должен быть внезапным. Сначала включите душ, затем потихоньку заведите под него ребенка. Длительность процедуры 1-2 минуты. Начинайте с температуры воды 36 °С. Через неделю температура на один градус снижается. И так далее...
Хороший закаливающий эффект дает пребывание ребенка на море. Подышать морским воздухом, побегать в шипящей воде прибоя, повозиться в мокром песке... Вы сразу заметите, как окрепнет ваш ребенок.