Предлагаемая статья освещает проблемы социальной адаптации и реабилитации неслышащих в Беларуси. В самом начале необходимо осветить вопросы специализированной медицинской помощи и образования. Статьи не претендует на всеохватывающую полноту, но призвана более менее объективно осветить проблемы неслышащих на конкретных примерах, которые можно наблюдать в г. Минске и Минской области.

Первым местом, которое профессионально занимается проблемами неслышащих в Беларуси, куда, так или иначе, попадает каждый, имеющий проблемы со слухом, это Республиканская клиническая больница патологии слуха, голоса и речи.

Здесь оказывается высококвалифицированная медицинская помощь неслышащим. Сурдофониатрические отделения отдельно для детей и взрослых рассчитаны на 250 посещений в сутки, имеется стационар на 130 мест. Больница оснащена необходимым оборудованием для проведения обследований и оперативных вмешательств.

Именно тут работают самые квалифицированные специалисты-сурдологи в Республике. Здесь оценивают степень потери слуха, прогнозируют дальнейшее развитие проблемы, дадут квалифицированное заключение.

Проводятся слухопротезирование, слухоулучшающие и реконструктивные операции, а также кохлеарная имплантация. По имеющейся информации в 2008 году было проведено более 50 операции кохлеарной имплантации, в основном детям. Надо сказать, что данный вид оперативных вмешательств производится не так давно (3-4 года). Количество этих операций невелико, это связано как со специфическими показаниями для проведения кохлеарной имплантации, так и с тем, что данные операции финансируются за счет государственных средств. Продолжается развитие и совершенствование этого метода. Так в августе этого года в ходе операции по кохлеарной имплантации была применена новая малотравматичная методика. Таким образом, двухлетнему ребенку с диагнозом "врожденная тугоухость 4-й степени" удалось сохранить остатки его собственного слуха.
 
С 2008 года специалистами РКБП слуха, голоса и речи создается банк данных детей с нарушением слуха. Уже сегодня имеется информация о 2300 таких детей. Эта информация необходима для проведения слухопротезирования и кохлеарной имплантации. В прошлом году 632 ребенка с тяжелым нарушением слуха получили слуховые аппараты, еще около 180 слуховых аппаратов было приобретено родителями за счет собственных средств. На 2009 год запланировано слухопротезирование 650 ребят. В стране сейчас налаживается работа по проведению массового аудиологического скрининга новорожденных и детей раннего возраста. За девять месяцев 2008 года аудиологическим скринингом было охвачено 30 тыс. детей в возрасте до года, у 3 800 выявлен риск по тугоухости.

В каждом областном центре имеется Центр патологии слуха и речи. Из них особенно хочется выделить Гродненский центр, где активно внедряются новые технологии лечения патологии слуха. В этом году там впервые проведена уникальная операция по пересадке искусственного имплантата в височную кость костного имплантата в височную кость. Имплантат дает возможность проведения звука во внутреннее ухо, минуя цепь слуховых косточек. В прошлом году там освоены операции по кохлеарной имплантации.

Имея на руках медицинское заключение, родители неслышащего ребенка могут устроить его в специализированное дошкольное учреждение. В Минске и Минской области таких учреждений три, это учебно-воспитательное учреждение «Республиканский центр реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением слуха», и специализированные детские сады № 407 и № 469 г. Минска. На 01.09.2008г. в этих учреждениях на обучении и воспитании находилось около 120 детей с нарушением слуха.

Именно здесь проводится подготовка неслышащих детей к дальнейшей учебе, даются первые знания и навыки, необходимые для полноценной жизни. По специальной программе, предусматривающей всестороннее развитие неслышащего ребенка, проводится обучение речи и слуховому восприятию.

О проблемах в области специализированной медицинской помощи можно говорить много, но в основном они касаются уровня оказания помощи на первичном уровне в поликлиниках и амбулаториях на местах, ограниченным уровнем финансирования, уровнем подготовки специалистов.

А. Климович,
www.deafworld.ru