Сложные человеческие органы - печень, почки, сердце, легкие - пока не удалось вырастить ни одному регенеративному хирургу. Биопечать так называемых простых органов, впрочем, уже доступна в США, Швеции, Испании и Израиле - на уровне клинических испытаний и специальных программ.
Американское правительство активно инвестирует в подобные программы - кроме Wake Forest, сотрудничающей с Пентагоном, на воссоздание работы печени, сердца и легких значительные суммы получает и Массачусетский технологический институт.
По мнению профессора Хорхе Ракелы, гастроэнтеролога в исследовательском центре Mayo Clinic, "биопечать - одна из самых потрясающих отраслей современной медицины, за ней огромный потенциал, и переломный момент самых важных открытий уже близок".
Между тем Пит Басильер, руководитель отдела по научно-исследовательской работе аналитической компании Gartner, настаивает: технологии развиваются намного быстрее, чем понимание тех последствий, которые может повлечь за собой 3D-печать.
Подобные разработки, по словам Басильера, даже созданные с самыми благими намерениями, рождают набор вопросов: что случится, когда будут созданы "улучшенные" органы, основой которых станут не только человеческие клетки - будут ли они обладать "суперспособностями"? Будет ли создан контролирующий орган, следящий за их производством? Кто будет проверять качество этих органов?
Согласно докладу Национальной медицинской библиотеки США, в очередь на пересадку органов каждый год встают больше 150 тыс. американцев. Донорские органы получит только 18% из них; каждый день в Штатах, так и не дождавшись трансплантации, умирают 25 человек. Пересадка органов и последующая реабилитация только в 2012 году обошлись страховым компаниям и пациентам в 300 млрд долларов.
При этом большинство американцев - потенциальные доноры: при получении водительских прав они добровольно отвечают на вопрос о том, согласны ли поделиться своими органами в случае автокатастрофы или другого опасного инцидента. В случае согласия в углу документа появляется маленькое "сердечко" и слово "донор".
Такое красуется и на водительском удостоверении профессора Аталы - несмотря на все свои достижения и веру в "органы печати", он готов поделиться с окружающими своими.
Ни сам профессор, ни его подчиненные не скрывают - "напечатать" органы для тысяч нуждающихся в пересадке прямо сейчас наука пока не в состоянии. По его словам, на то, чтобы на уровне массового рынка заменить донорские органы выращенными, уйдет несколько десятков лет.
Работа Аталы и других специалистов в области регенеративной медицины остается скорее испытательной, чем массовой, и все еще "заточенной" под каждого отдельного пациента.