Куда сдавать лекарства с истекшим сроком годности?

lekarstОбещания различных комитетов и столичных коммунальных служб о том, что в ближайшем будущем мы, как цивилизованные и сознательные европейские граждане, станем грамотно распоряжаться судьбой своих бытовых отходов, к сожалению, сбываются не так стремительно, как этого хотелось бы.

В этом на личном примере убедился обозреватель портала www.interfax.by, который по предложению читательницы из Минска провел специальное расследование, пытаясь определить, куда в столице можно сдать приобретенные ранее в различных аптеках лекарства с истекшим сроком годности.

С чего начать?

Вооружившись для храбрости вполне реальным десятком просроченных упаковок с таблетками, обозреватель начал свое мини-расследование со звонка во вполне логичную в данном случае инстанцию – справку аптек.

Однако, на резонный вопрос о том, что делать с неожиданно обнаруженным дома ненужным добром, достопочтенная дама из справки лишь печально вздохнула и сообщила, что «можно растворить в воде и слить в унитаз».

От мысли о том, что миллиграммы, возможно, ядовитых ферментов могут всплыть в ближайшем пруду, стало не по себе. Таким образом, было решено не останавливаться на достигнутом и продолжить поиски неявных мест, где просроченные лекарства с рук у населения все-таки принимают.

Следующий звонок был сделан в столичную санитарно-эпидемиологическую службу, где вопросу обозревателя портала удивились еще больше, чем в справочной аптек. После непродолжительного раздумья в санстанции предложили «выбрасывать просроченные медикаменты в мусорный бак», посоветовав, тем не менее, «уточнить этот вопрос» в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии.

В Центре вопрос о просроченных лекарствах был воспринят с уже традиционным нездоровым интересом. Хотя после непродолжительного объяснения мотивов столь социально ответственного поступка обозревателя www.interfax.by, заведующая пояснила, что все медицинские отходы, подлежащие утилизации, в том числе и с истекшим сроком годности, в нашей стране проходят процедуру классификации, в соответствие с которой принимаются конкретные меры по их уничтожению. Заключение о том, какой вид отходов каким образом должен быть утилизирован, может дать сам Минский городской центр гигиены и эпидемиологии. Правда, только юридическим лицам (фармскладам, аптекам и т. д.).

Безуспешно расследование продолжилось и в Комитете по здравоохранению Мингорисполкома, где, несмотря на все мольбы и жалобы, было предложено лишь короткое «никак не утилизировать просроченные таблетки».

Практически то же самое мнение обозревателю www.interfax.by высказали по этому поводу и в столичном Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.

После очередного бесполезного звонка в РУП «Белфармация», расследование зашло в тупик. Специальных пунктов, которые осуществляют приемку ненужных лекарств с рук у населения в Минске нет. В общем, куда лететь и кого бомбить, осталось непонятным.
Что говорит Закон?

Параллельно безрезультатным мытарствам обозревателя, редакция www.interfax.by в бесконечных потоках Сети «выудила» несколько весьма полезных документов, которые прямо и косвенно могли бы касаться проблемы утилизации лекарств с истекшим сроком годности.

Как сообщается на сайте ранее упомянутой городской санстанции, процедуру уничтожения и утилизации препаратов медицинского назначения регламентируют следующие нормативные акты: Санитарные правила и нормы «Правила обращения с медицинскими отходами», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Положение о порядке уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники», а также Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о правилах и методах обезвреживания отходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

Что характерно, внимательное прочтение указанных документов дало гораздо больше информации, чем все звонки, совершенные ранее в рамках мини-расследования.

Так, стало известно, что имеющиеся в наличии лекарственные препараты с истекшим сроком годности, согласно п. 4 гл. II СанПиН «Правила обращения с медицинскими отходами» классифицируются как «фармацевтические препараты, непригодные к использованию» (Б3) и могут быть обезврежены принятием мер, описанных в «Инструкции о правилах и методах обезвреживания отходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники».

В данном случае под обезвреживанием понимаются действия по механическому повреждению медицинской продукции, разделению ее на составляющие части, в том числе отделению от упаковки, приводящие к невозможности ее использования по прямому назначению.

Согласно «Положению о порядке уничтожения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники», медицинская продукция подлежит уничтожению в случае несоответствия ее качества требованиям нормативных документов, действующих в Республике Беларусь, или показателей безопасности для жизни, здоровья и имущества людей, охраны окружающей среды, а также в случае истечения срока ее годности (эксплуатации).

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения медицинской продукции, после установления класса их опасности обезвреживаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об отходах.
Как это делается?

Согласно пп. 13–14 Инструкции, опасные отходы, образовавшиеся в результате уничтожения лекарственных средств, не требующие специальных методов обезвреживания, могут быть обезврежены сжиганием при температуре не ниже 850 C°, а отходы, образовавшиеся в результате уничтожения антибиотиков и аналогичных противомикробных средств, должны быть растворены в воде с добавлением 10-процентного раствора натрия гидроксида в количестве 10% от объема раствора обезвреживаемых отходов.

Согласно п. 15 Инструкции, отходы, образовавшиеся в результате уничтожения антисептиков и дезинфицирующих средств, обезвреживаются методом слива в канализацию в соответствии с инструкцией для каждого конкретного средства, содержащей режимы слива и разбавления водой, устанавливаемой собственником или владельцем таких отходов, по согласованию с организациями, эксплуатирующими объекты водопроводно-канализационного хозяйства. Запрещается слив любого количества отходов, образовавшихся в результате уничтожения антисептиков и дезинфицирующих средств, в поверхностные водоемы.

Согласно п. 16 Инструкции, отходы, образовавшиеся в результате уничтожения лекарственных средств, содержащих живые (в том числе ослабленные) культуры микроорганизмов, должны быть подвержены стерилизации насыщенным водяным паром при избыточном давлении 0,11 МПа (1,1 кгс/см3) и температуре 120 C° или 0,20 МПа (2 кгс/см3) и температуре 132 C°. Стерилизацию осуществляют в паровых стерилизаторах (автоклавах).

Как сообщает «Инструкция о правилах и методах обезвреживания отходов лекарственных средств…», работы по классификации и группированию лекарственных средств должны выполняться под непосредственным наблюдением лица, имеющего фармацевтическое или медицинское образование.

Однако не спешите радоваться и искать по знакомым владельцев автоклавов. Обращаем ваше внимание на то, что все перечисленные документы имеют отношение лишь к юридическим лицам – тем же аптекам и фармацевтическим складам. Что делать простому гражданину – обладателю личного кулька просроченных лекарств, обеспокоенному их утилизацией – даже в изложении официальных документов, осталось делом весьма туманным.

А что у них?

В ЕС и США контроль приема лекарственных препаратов и утилизацией медицинских отходов осуществляется на уровне местных органов власти. В большинстве аптек, а в некоторых странах и в поликлиниках, существуют стационарные пункты приема просроченных лекарств, которые потребителям даже не нужно сортировать на таблетки, мази, суспензии и т. д.

Главная задача любого сознательного гражданина – донести пакет с ненужными лекарствами до сборочного контейнера. Далее – дело техники специальных служб, которые, следуя местным СанПиНам и инструкциям, занимаются утилизацией медицинских отходов.

Когда же цивилизованная процедура «расставания» с ненужными медицинскими препаратами, порой представляющими опасность не только для окружающей среды, но и для жизни людей, придет в Беларусь, пока загадка.

Тимур Кресников
Фото автора


interfax.by